Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Гордыня, Мудрость, Рав Александр Кац
Раби Эфраим-Залман бар Менахем Маргалиот (Мате Эфраим; 5522-5588 /1762-1828/ гг.) — авторитетный законоучитель. Прямой потомок Раши.
Родился в галицейском городе Броды.
В годы молодости был раввином в городке Охнове.
Составив крупное состояние на торговле бриллиантами, он возвратился в Броды — после раздела Польши этот город отошел под власть Австро-Венгрии.
Р. Маргалиот открыл представительства своей фирмы в Бродах и Вене (Гдолей адорот).
Разбогатев, он по-прежнему одевался очень скромно — и лишь роскошная соболья шапка, обычно украшавшая его голову, напоминала об его особом статусе. Однажды богач-христианин, один из деловых партнеров р. Маргалиота, упрекнул его: «Почему вы, евреи, тратите такие деньги на шапки?! У нас принято совсем по другому — у нас, в первую очередь, ценится богатство одежд, а без шапки можно и вообще обойтись!». «В этом как раз и проявляется разница между евреями и другими нардами, — с легкой улыбкой пояснил р. Маргалиот. — У вас основное внимание уделяется потребностям тела, а у нас особый почет причитается голове» (Сарей амеа 4:6).
В последующие годы, переложив ведение дел на своего компаньона, р. Маргалиот целиком посвятил себя занятиям Торой и работе над книгами. Особенной популярностью среди его сочинений пользовалась книга Мате Эфраим (Колено Эфраима), посвященная законам праздников Рош ашана и Йом кипур.
В 5580 /1820/ году в типографии г. Дубно он издал свои аналитические заметки на кодекс Шульхан арух. Эти заметки, озаглавленные Яд Эфраим (Рука Эфраима), содержали важные редакционные уточнения и дополнения.
В большинстве изданий Шульхан аруха его заметки печатаются рядом с основным текстом.
Из многих общин Европы к нему обращались за решением спорных вопросов — его псаки (законодательные решения) обладали высоким авторитетом. Свои респонсы он объединил в книгу Бейт Эфраим (Дом Эфраима).
Рассказывается, что каждое утро по дороге в дом молитвы р. Маргалиот делал большой «крюк», обходя две лишние улицы. Члены бродской общины, знавшие, насколько он дорожит каждой минутой своего времени, дерзнули спросить, почему он не ходит прямым путем. «Перед тем, как предстать в молитве перед Всевышним, — объяснил он, — я пытаюсь избавиться от гордыни. Ведь порой в мое сердце закрадывается хвастливая мысль: вот я — и мудрец, и богач — много ли найдется подобных мне?! Поэтому перед молитвой я прохожу по двум этим улицам — на одной из них живет мудрец, превосходящий меня своей мудростью, а на другой — богач, превосходящий меня богатством. Само их присутствие сбивает с меня спесь на весь день» (Маасей авотейну, Мецора).
Р. Эфраим Маргалиот умер в Бродах двадцать четвертого августа 5588 /1828/ года.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»