Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Сердце

Сердце — это не только центральный орган, который обеспечивает ток крови по кровеносным сосудам, но и средоточие физической, чувственной и умственной жизни человека. Каббалисты называют сердце жилищем духа. Сердце может быть сосудом как для самых высоких стремлений человека, так и для самых низменных.

Оглавление

Сердце как средоточие жизненных сил [↑]

В Мишлей (4:23) говорится: «Больше всего хранимого береги сердце твое, потому что из него источники жизни». Мудрейший из людей — царь Шломо учит нас, что сердце — это средоточие всех жизненных сил организма, и недаром слово «сердце» встречается в Коэлет 37 раз, а в Мишлей — 81 раз!

Слово «сердце» употребляется в Торе в десятках метафор: ужесточить сердце, мудрость сердца, положить на сердце, поселить в сердце. Сердце может быть совершенным, чистым, добрым и справедливым, а может — лживым, упрямым и далеким от Б-га. Сердце чувствует голод и жажду; радость, горе и страх.

Рамбам подробно разбирает в «Морэ Невухим» все основные определения понятия «сердце». Например, он указывает, что, поскольку сердце находится в середине тела, это слово метафорически обозначает середину любой вещи: «…до сердца небес» «с сердцевине огня».

Рамбам пишет, что сердце служит вместилищем воли и желаний — как праведных, так и греховных. Если говорится, что «сердца едины» — это означает, что у всех было единое мнение. А если сказано, что «глупцы умирают, лишенные сердца» (Мишлей 10:21), подразумевается, что глупцы лишены истинного воззрения. Рамбам также указывает, что слово «сердце» может означать «разум»: «И пустой [вначале] человек обретает сердце…» (Иов 11:12), то есть [начинает] умопостигать.

Жилище духа [↑]

Почему именно понятию «сердце» свойственна такая многозначность? Мы знаем, что у каждого органа в теле человека есть не только физиологические функции. У него имеется духовный прообраз, с которым связаны духовные «функции» этого органа.

Каббалисты пишут (например, в Нэфеш а-Хаим 1, 14 и в других местах), что сердце — жилище духа (руах). Из этого можно сделать вывод, что сердце отождествляется с самим человеком в большей мере, чем другие органы.

Поэтому сердце также орган чувств, ведь чувства человека в наибольшей мере отождествляют с ним самим, его сущностью. И когда Тора говорит (Дварим 4, 39): «Познай же ныне и положи на сердце твоё, что Господь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу», это значит, что наша задача — сделать веру также нашим чувством, «положив ее на сердце».

Мудрость сердца [↑]

Читаем в книге Шмот (28:3), что Вс-вышний обратился к Моше: «Поговори со всеми мудрыми сердцем, которых Я исполнил духа мудрости». Что значит «мудрый сердцем» (хахам лев)? Это тот, у кого мудрость происходит от сердца, а не только от рассудка.

Мудрость сердца — это качество, которое зависит от самого человека. Он располагает свое сердце, готовит себя к тому, чтобы получить мудрость. Просто мудрый — это тот, кто умен от природы. Мудрый сердцем — это тот, кто хочет принять в свое сердце мудрость.

Царь Шломо еще в юности попросил у Вс-вышнего: «Дай Твоему рабу послушное сердце — (лев шомеа)… чтобы различать между добром и злом». И за это Вс-й дал ему «сердце мудрое и понимающее, лев хахам венавон».

Слова, в которые облек Шломо свою просьбу, проливают еще больший свет на ее суть. Он попросил дать ему чуткое, внимающее, мудрое сердце. Когда человек желает лишь одного — прислушиваться к голосу Б-га и понимать Его, он таким образом посвящает всего себя служению Б-гу. В этом и заключалось желание Шломо, и именно в этом состояла его мудрость. Шломо хотел получить чуткое сердце, всегда готовое внимать Создателю. Он стал обладателем дара мудрости только потому, что мудрость, к которой он стремился, была для него средством служения Б-гу, но не самоцелью.

Понимание сердца [↑]

Сказали мудрецы (Трактат Брахот 61а), что сердце — источник понимания. Это объясняется тем, что понимание зависит от чувства: чтобы понять что-либо, недостаточно внешнего знания, важно «прожить» это.

Поэтому в Танахе мысль описывается как «сказанное в сердце», например, (Берешит 17, 17): «И пал Авраам на лицо своё, и обрадовался, и сказал в сердце своём: чтобы у столетнего родилось! и Сара, девяностолетняя, родила!»; (Берешит 27, 41): «…и сказал Эсав в сердце своём: приблизятся дни плача по отцу моему, и я убью Яакова, брата моего».

Существует два «вида» человеческой мысли: теоретическая мысль, место которой в мозгу, и мысль, которая выражает внутренние чувства человека. Место такой мысли — в сердце, так как сердце — источник чувств.

Рав Нисим Гаон в предисловии к своему комментарию к Талмуду пишет, что есть правила, которые зависят от понимания сердца, и понимание сердца обязывает человека эти правила выполнять. Другими словами, есть какие-то основы правил поведения и отношений между людьми, которые Б-г заложил в сердце каждого человека изначально. Например, чувство благодарности к тому, кто сделал тебе добро. Ощущение недопустимости грабежа, нарушения права собственности. Ощущение, что жена другого человека запрещена тебе. И многие другие внутренние ощущения такого рода.

Сердце как сосуд [↑]

Всевышний ждет от нас служения «всем сердцем». Так сказано в Торе, и так нам заповедано повторять каждый день: «И люби Всевышнего, Б-га твоего всем сердцем твоим…» (Дварим 6:5), «…любить Всевышнего, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей…» (Дварим 11:13). Чем чище сердце, чем больше человек работает над этой чистотой, тем выше уровень его служения, тем желаннее оно Вс-вышнему.

С другой стороны, сказано (Бемидбар 15:39): «…вы вспомните все заповеди Всевышнего и исполните их, и (тогда) не будете следовать сердцу вашему и очам вашим…». Оба эти отрывка мы произносим каждый день, читая Шма Исраэль. И, казалось бы, они противоречат друг другу.

Дело в том, что сердце — сложный «сосуд». Оно может быть наполнено высокими чувствами, сопереживанием, мудростью, преданностью служению, оно может слышать истину, а может быть наполнено страстями, необработанными эмоциями, эгоизмом, пламенем ложных идей. Человек не рождается совершенным, он должен много работать, исправляя себя.

Сердце фараона [↑]

Один из самых известных образов сердца как сосуда, полного злодейства, — это «отяжеленное сердце» фараона: «И сказал Всевышний Моисею: Иди к фараону, ибо Я отяжелил его сердце…» (Шмот 10:1). Фараон сначала совершал преступления по своему выбору, а потом Вс-вышний отяжелил его сердце, чтобы наказать его.

Так пишет Рамбам: «Если кто-то совершит великий грех или множество грехов, то в наказание за грехи, совершенные человеком по своей воле, Праведный Судья может лишить его способности к раскаянию… Поэтому написано в Торе: “И ожесточу Я сердце фараона” (Шмот, 4:21). За то, что он грешил прежде, делал зло Израилю, жившему в его стране… по приговору Всевышнего у него была отнята возможность раскаяться, чтобы наказать его за все грехи. Потому-то и ожесточил Всевышний сердце фараона» (Законы раскаяния, гл. 5).

Когда мы говорим, что у человека нет сердца, мы имеем в виду, что он потерял способность сострадать людям. В физическом смысле у фараона, конечно, было сердце, но в духовном — оно ничем не отличалось от печени (слово «тяжелый», кавед, на иврите пишется так же, как слово «печень»), являясь обычным органом, который выполняет свои физиологические функции, но не умеет делать главного — сострадать людям!

О служении сердца [↑]

«И узнаешь сегодня, и поместишь на сердце свое». «Поместить на сердце» — означает: связать разум с духом, пребывающим в сердце.

Сказано в Талмуде: «Всевышний требует сердца» (Санедрин 106). Тора без сердца называется «внешней Торой», «только на словах». Восприятие Торы как интеллектуальной системы, а не как жизненной реальности, объединяющей внутренний мир человека с волей Творца, не приводит человека к приобщению к Творцу и к жизни Грядущего мира.

Молитву недаром называют «служением сердца». Это искренний порыв человека к Б-гу, наиболее непосредственное выражение любви к Нему. «И служите Г-споду, Б-гу вашему…» — сказано в Торе (Шмот, 23:25). И еще: «Люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим…» (Дварим,6:5). Рамбам считает, что эти слова относятся к молитве.

В Нэфеш а-Хаим (1, 4) написано, что строение человека заключает в себе все силы духовных миров, а сердце человека, центр его тела, заключает в себе всё и соответствует Храму, центру мира, основе мироздания.

Выводить материалы

Мы отвечаем Всевышнему сердцем, а не умом?

Рав Эльяким Залкинд

Почему необходимо изучать Талмуд? Ведь без чужих мнений сердце более открыто Создателю?

Глава Ваера

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Авраам сразу просит ангелов «помыть ноги», показывая им, как объясняет Раши, что сама земля, по которой они ходили — уже предмет идолопоклонства

В каких случаях и кому Творец ожесточает сердце — как фараону?

Рав Меир Мучник

Фараон был просто марионеткой Б-га, без возможности самостоятельного выбора? Как отличить собственное дурное стремление от воздействия Творца на наше сердце — ради выполнения Его целей? Почему сердце царя — как потоки вод в руке Б-га?

Что значит «возлюбить Б-га всем сердцем и душой» в нашей повседневной жизни?

Рав Нахум Желязник

Какие два центра есть в человеке? Что такое разум? А желание? Наша работа — обеими силами теснить свое эго? Для чего? Кому эго должно уступить свое место в Царской Ложе?