Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По отцовской линии происходил от знаменитого раввина Праги и Познани р. Мордехая Яфе (Бааль Алевушим)

Раби Элияу бар Яаков Раголер (5554-5610 /1794-1850/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист.

По отцовской линии происходил от знаменитого раввина Праги и Познани р. Мордехая Яфе (Бааль Алевушим), а по материнской — от прославленного краковского мудреца р. Натана-Неты Шапиро (см.), автора кабалистического трактата Мегале амукот (Открывающий глубины).

Изучал Тору у отца. Полтора года учился в воложинской ешиве под руководством р. Хаима из Воложина. Обладая уникальной работоспособностью и редчайшей памятью, приобрел обширные познания в талмудической и законодательной литературе, а также в области кабалы.

Предание рассказывает, что р. Элияу прибыл в Воложин, рассчитывая получить от р. Хаима сокровенное учение, воспринятое им от Виленского Гаона. Р. Хаим откликнулся на его просьбу — он назначил определенные часы, в которые они вдвоем занимались в отдельной комнате. Однако эти беседы вскоре разочаровали ученика: вместо ожидаемых кабалистических тайн, р. Хаим рассказывал ему бесчисленные житейские случаи и притчи, смысл которых от ученика ускользал. В конце концов р. Элияу решил, что он попросту теряет время, которое мог бы использовать для занятий Торой, — несмотря на настойчивые уговоры наставника, он покинул Воложин (Толдот Элияус. 19; Сарей амеа 3:7).

Поставленный перед необходимостью содержать семью, р. Элияу принял на себя раввинскую должность: первоначально он возглавил крошечную общину литовского местечка Шат, расположенного возле г. Кейданы (Кедайняй). В 5581 /1821/ году, в возрасте двадцати семи лет, он стал главным раввином г. Раголы (от названия этого города и образовалось фамильное прозвище «Раголер», под которым р. Элияу вошел в историю еврейской мысли).

Молодой раввин прославился своим гостеприимством и щедрой благотворительностью. Двери его дома не запирались — любой странник, посещавший Раголу, находил у него угощение и ночлег. Каждый вечер перед сном, р. Элияу объявлял бесхозным все принадлежащее ему имущество, чтобы никто из гостей, среди которых попадались очень подозрительные бродяги, не оказался виновным в воровстве (Сарей амеа 2:38).

В последующие годы р. Элияу возглавлял общину и ешиву Слободки, еврейского пригорода Ковно (Каунаса), а с 5600 /1840/ года и до конца жизни был раввином польского города Калиша.

Р. Элияу Раголера называли «живой талмудической энциклопедией». По свидетельству его учеников, за свою жизнь он успел углубленно проучить весь Талмуд около пятисот раз. Он использовал для занятий каждое свободное мгновение: за краткий отрезок времени, который требуется для того, чтобы снять ручной и головной тфилин после молитвы, р. Элияу успевал повторить по памяти до сорока страниц сложнейшего талмудического текста.

Следуя педагогической концепции Виленского Гаона, р. Элияу Раголер утверждал, что основой любых достижений в изучении Торы является совершенное знание Пятикнижия.

«Я очень прошу, — писал он своему зятю, — чтобы ты изо дня в день изучал соответствующий раздел Пятикнижия, и именно с простым комментарием Раши, без дополнительных толкований, в сердечной простоте, чтобы ясно понимать, как Раши объясняет прямой смысл стихов. И также установи себе определенную норму, которую бы ты ежедневно изучал в Книгах Пророков и в Писании, и повторяй все изученное не менее пяти раз. Ведь фундамент подлинных достижений заключается именно в приобретении эрудиции в стихах Танаха. …Знание стихов помогает запомнить относящиеся к ним толкования мудрецов, составляющие Талмуд. …И счастлив тот, кто основательно изучил Пятикнижие в самом начале своего пути, еще до того, как добрался до занятий Талмудом» (Толдот Элияу с. 16).

Особое внимание в своей раввинской практике р. Раголер уделял сохранению еврейских обычаев и традиций, в которых он видел прямое выражение Б-жественной воли.

«Если обычай принят всем еврейским народом, — объяснял он, — это явный признак того, что такой обычай возник в результате пророческого откровения, внушенного свыше всему народу. …Ведь если евреи стремятся поступать по воле Небес, Б-г Сам указывает им верный путь, вкладывая в их сердца интуитивное понимание» (Яд Элияу, Псак 25).

В течение многих лет р. Элияу Раголер изучал кабалистичекие труды Виленского Гаона.

В возрасте пятидесяти пяти лет р. Элияу тяжело заболел.

Он был убежден: болезнь пришла к нему в качестве наказания за то, что он в юности пренебрег уроками кабалы, которые давал ему р. Хаим из Воложина. В конце своих дней он понял, что «каждое слово р. Хаима было великим ключом к истинной мудрости кабалы» (Толдот Элияу с. 19).

Р. Элияу Раголер умер десятого хешвана 5610 /1850/ года.

Похоронен рядом с могилой выдающегося законоучителя р. Авраама Гомбинера, написавшего в Калише свою знаменитую книгу Маген Авраам, — место рядом с его могилой пустовало на протяжении почти двух веков.

Аналитические заметки к Талмуду, принадлежащие перу р. Элияу Раголера, а также его респонсы и законадательные решения (псаки), собраны в книгу Яд Элияу (Рука Элияу).

Около тридцати пяти рукописных книг, в том числе и его многочисленные исследования в области кабалы, еще не изданы.


Чтобы понять, почему Храм был построен именно в Иерусалиме, нам следует сначала понять, каковы функции Храма. А затем вдуматься: в чём сущность Иерусалима и почему именно этот город подходит для того, чтобы в нём был построен Храм. Попытаемся же задуматься, в чём сущность Иерусалима, чем он отличается от других городов? Читать дальше

Гибель Иерусалима

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

«Оживший» мертвец

Журнал «Мир Торы»

Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.

Западная Стена Храма — Котель Маарави

Журнал «Мишпаха»

Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

История еврейского народа 32. Осажденный Иерусалим

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

История еврейского народа 6. Эзра и Нехемия

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.

Саба Кадиша

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли