Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Цфат, Каббала, Рав Александр Кац, Италия
Раби Моше бар Хаим Альшейх (Альшейх Акадош; ок. 5267-5360 /ок.1507-1600/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Писания.
Родился в г. Эдирне (Адрианополе), ставшем частью Османской империи.
Учился в Эдирне у р. Йосефа Каро, а затем — в ешиве г. Салоников. В ранней молодости совершил алию — «поднялся» в Землю Израиля и поселился в Цфате. Когда в 5298 /1538/ году была возобновлена передача смихи (раввинского посвящения), р. Альшейх получил посвящение от своего наставника, р. Йосефа Каро, который в 5296 /1536/ году так же поселился в Цфате. Был даяном в раввинском суде, возглавляемом р. Каро.
Р. Альшейх преподавал в двух цфатских ешивах. Наиболее выдающимся из его учеников был знаменитый кабалист р. Хаим Виталь, которому он передал раввинское посвящение.
В субботние и праздничные дни р. Альшейх выступал в городской синагоге с толкованием недельной главы Торы. Все великие мудрецы Цфата приходили слушать его выступления — в том числе и его наставник р. Йосеф Каро, и глава кабалистов р. Ицхак Лурия (Аризаль). Аризаль утверждал, что «все небесное воинство тоже слетается, чтобы внимать словам Торы из уст р. Альшейха» (р. М. Голдстейн, Масаот Йерушалаим).
Свои субботние выступления р. Альшейх готовил в пятницу, а всю остальную неделю он ночами углубленно изучал Талмуд, а день посвящал разбору сложных законодательных проблем. Его псаки (законодательные решения) пользовались высочайшим авторитетом; из многих общин стран Востока обращались к нему за решением спорных вопросов. Около ста сорока его респонсов объединены в сборник Тшувотр. Моше Альшейх (Ответы р. Моше Альшейха; книга издана в Венеции в 5365 /1605/ г.).
Его толкования недельных глав Торы собраны в книгу Торат Моше (Тора Моше). Комментарии р. Альшейха исключительно глубоки, они насыщены агадическими преданиями, почерпнутыми из Талмуда и мидрашей. И хотя великий знаток кабалы Аризаль отказался обучать р. Альшейха тайным знаниям, пояснив, что его душа послана в этот мир лишь для глубочайшего постижения «открытой Торы», — тем не менее, комментарии р. Альшейха насквозь пропитаны ароматами кабалы. Причастность р. Альшейха к миру кабалы выразилась и в том, что его любимый ученик р. Хаим Виталь стал затем наиболее близким учеником Аризаля, унаследовавшим его тайные знания.
Книга Торат Моше была впервые полностью издана в венецианской типографии в 5361 /1601/ году — через год после смерти автора. В последующих поколениях первоначальное название этой книги практически вышло из употребления — ее стали называть просто по имени автора: Альшейх Акадош (Святой Альшейх).
Р. Альшейх был первым из четырех мудрецов, которые на века удостоились подобного звания: Акадош (святой). Этот почетный титул традиционно добавляется также к именам великих кабалистов Земли Израиля — р. Ицхака Лурии (Ари Акадош), р. Йешаи Гурвица (Шла Акадош) и р. Хаима Ибн Атара (Ор ахаимАкадош).
В 5347 /1587/ году, в возрасте восьмидесяти лет, спасаясь от разразившейся в Цфате эпидемии, р. Моше Альшейх переехал в г. Дамаск. Начиная с 5350 /1590/ года, он в течение трех лет путешествовал по общинам Сирии, Турции и Персии, собирая пожертвования для евреев Цфата.
Помимо толкований на Пятикнижие, р. Моше Альшейх составил комментарии на все книги пророков (кроме Йехезкеля), а также на Теилим (Псалмы), Мишлей (Притчи Шломо), Шир аширим (Песнь Песней), на книги Даниэля, Йова и Рут. В 5352 /1592/ году во время пребывания в Стамбуле он впервые опубликовал несколько своих сочинений в еврейской типографии семьи Мендес. Большую часть рукописей он направил для издания в Венецию, где еще при его жизни появились комментарии на Шир аширим (в 5351 /1591/ г.) и на Мишлей (в 5352 /1592/ г.).
Р. Моше Альшейх скончался тринадцатого нисана 5360 /1600/ года, в возрасте девяноста трех лет. Похоронен на древнем кладбище Цфата.
Печатание всех его сочинений было завершено в Венеции в 5365 /1605/ году.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.