Темы: Шулхан Арух, Ашкеназы, Ахароним, Еврейский закон, Мир Торы, Раби Йосеф Каро, Сефарды, Рамо
Рабби Йосеф Каро, которого еще называют Маран, безусловно, является одним из самых выдающихся и авторитетных учителей еврейского народа. Его книги и комментарии занимают особое место в жизни и учении еврейского народа и являются абсолютным авторитетом. Даже «Рама», Рабби Моше Иссерлес[1] из Кракова, который внес в Шульхан Арух свои собственные добавления и иногда очень живо оспаривал решения рабби Карро, назвал его «принц Г-спода среди нас…из чьих источников мы пьем».
Так кем же был этот рабби Йосеф Каро и каковым было его произведение?
Рабби Йосеф Каро родился в 5248/1488 году в Испании в городе Толедо. В детстве его учителями были его собственный отец, рабби Эфраим Каро, и его дядя по отцовской линии, рабби Ицхак, автор комментария на Тору под названием Толдот Ицхак. Еще ребенком рабби Йосеф Каро покинул Испанию со своими родителями. Это случилось во время великого изгнания 1492 года. О последующем периоде, вплоть до его прибытия в Цфат в 5296/1536 году, мало что известно. Между тем, некоторые намеки и данные говорят о годах его учебы и жизни в великой праведности, упоминаются также его первые шаги в постижении знаний. Он очень рано занял почетное место и был признан учителями его поколения.
До прибытия в Эрэц Исраэль он жил в многочисленных общинах Оттоманской империи: в Андринополе, Никополисе, Салониках, возможно, также и в Константинополе. Мы знаем, что он проживал в Андринополе (европейская часть Турции), так как в 5282/1522 он начал редакцию своего труда Бейт Йосеф, комментарий на галахический сборник Арбаа Турим[2]. Затем он жил в Никополисе, теперешняя Болгария, где его учение принесло ему многочисленных пылких учеников. Есть основания полагать, что в то время он неоднократно посещал Салоники, большую еврейскую метрополию, чтобы найти там книги, необходимые для редакции своего произведения. Там он встретился с одним из величайших учителей той эпохи рабби Йосефом Тайтацаком[3]. А с каббалистом рабби Шломо Алькабец — автором Леха Доди[4] — у рабби Йосефа завязалась крепкая дружба.
Вскоре рав Алькабец поселился в Цфате. За ним последовал рабби Йосеф Каро, который достиг Эрэц Исраэль в 5296/1536 году, чтобы также поселиться в Цфате.
Во главе общины Цфата
К моменту приезда рабби Йосефа Цфат был на вершине своей славы. В этот период туда съезжались евреи Испании и Португалии. В Цфате жили наиболее авторитетные раввины сефардской общины того времени. Все они тут же единогласно пригласили рава Каро возглавить их общину. Тогда раввинский суд Цфата играл значительную роль как в Эрэц Исраэль, так и в диаспоре. Рабби Йосеф однажды подчеркнул этот особенный статус в одном своих писем: «Суд этого города все признают компетентным, по нашему мнению, он является выдающимся как по мудрости, так и по численности, и превосходит любое другое объединение такого рода. Люди с четырех концов света обращаются к нему по разным вопросам, и никто не восстает против его решений…». Некоторые даже сравнивали собрание мудрецов Цфата с Санэдрином (еврейским судом), который прежде находился в Храме.
Вопросы по поводу исполнения мицвот, связанных с Эрэц Исраэль, были особенно популярны в ту эпоху, поэтому рав Каро должен был разбираться в этом вопросе. Например, в деревнях Галилеи некоторые евреи могли приобрести земли и заниматься сельским хозяйством; они, как и городские жители, столкнулись с проблемами, которые до этого момента были только теоретическими, а теперь требовали практического решения. В добавление к этому, подобные вопросы возникали у евреев, арендующих фермы или суточных работников на землях, принадлежащих арабам. Так, за несколько лет до приезда Марана, авторитетные раввины Иерусалима, Цфата и Египта были призваны развеять сомнения по поводу точного отсчета седьмого года[5]. Их решение было утверждено равом Каро.
Один известный спор касался обязанности отделять трумот и маасрот от плодов, принадлежащих неевреям и выращенных ими. Тут рав Каро отстаивал мнение Рамбама (Маймонида) и обычай, соблюдаемый до того момента, в соответствии с которым от этих плодов не отделяли ни трумот, ни маасрот.
Внутренние дела общины также не проходили без волнений: в 5324/1564 году рав Йеуда Аберлин, прежде один из руководителей ашкеназской общины в Салониках, обосновался в Цфате. Он возглавил маленькую ашкеназскую общину города. Рав усилено настаивал на том, чтобы обложить налогом студентов ешивот и колелим Цфата, ссылаясь на тот факт, что евреи всегда должны были платить главам государства огромные налоги и подати, а часто даже влезать в долги, чтобы противостоять этому взысканию налогов. Пользуясь поддержкой других раввинов города, рабби Йосеф Каро сумел добиться запрета на взыскание каких бы то ни было налогов по отношению к студентам ешивот, «потому что они сделали изучение Торы смыслом своей жизни, не отвлекаясь (разве что случайно) на поиск прибыли». Можно предположить, таким образом, что именно в этот период установился статус ученых, посвятивших себя изучению Торы.
Цфат — сердце еврейского мира
Влияние евреев, изгнанных из Испании и Португалии, возрастало и распространялось по всей территории Средиземноморья и Востока. Оттоманская империя широко распахнула перед ними свои двери, и учителя-сефарды задавали тон в своих общинах. Понемногу большие массы были завоеваны посредствам обрядов, испанских обычаев и даже языка — ладино — , который они во многих местах сохранили вплоть до Второй Мировой войны. Но в Эрец Исраэль жили и евреи-ашкеназы, желавшие сохранить свои обычаи. Такое сосуществование общин, следовавших разным традициям, порождало противоречия, которые предстояло решать учителям поколения, и в частности рабби Йосефу Каро.
Будучи сефардом, он выступал за сохранение испанского наследия. Но все же многие его решения соответствовали ашкеназской традиции. В некоторых случаях рабби Моше Исерлес, самый известный учредитель законов этого поколения, выходец из Польши, склонялся перед его мнением.
Рабби Йосеф Каро основал важную ешиву. Рабби Зэхария Алцоари[6], проходя через Цфат, выразил свое восхищение высоким уровнем образования и большим количеством студентов. Почти две сотни учеников изучало Тору в Цфате. Программа и метод обучения, введенные равом Каро, были адаптированы в других местах.
Бэйт Йосеф
Примерно в возрасте тридцати лет (в это время он жил в Андринополе) рав Каро приступил к созданию своего труда «Бейт Йосеф». В то время многие общины, находившиеся в изгнании, были уничтожены и вновь восстановлены. Они утеряли свою традицию, которая бы позволила им вести себя адекватно и последовательно. Их учителя не могли предложить никакого выхода в спорных вопросах, так как не располагали кратким кодифицированным сборником, содержащим материал, необходимый для принятия решения, соответствующего еврейскому закону. Эти причины побудили Марана к написанию подобного труда. Во вступлении к книге «Бейт Йосеф» он очерчивает путь, которого намерен придерживаться, чтобы установить окончательное решение: «Я считаю, что тремя столпами, на которых дом Израиля строит свое образование, являются Риф[7], Рамбам[8] и Рош[9]. Таким образом, мне кажется, что если мнения двоих из них по какому-либо вопросу совпадают, нужно установить закон согласно их мнению».
У рабби Каро была непосредственная связь и с учителями Каббалы, которые находились тогда в Цфате. Рабби Моше Кордоверо[10] был его учеником. Рабби Йосеф также был связан с «Ари» — рабби Ицхаком Лурией[11]. Они совещались как по поводу Каббалы, так и по поводу закона. Но, как правило, решение оставалось именно за рабби Каро, даже в том случае, когда мнение Талмуда не совпадало с мнением Зоара.
При создании своего труда рабби Йосеф распоряжался бесчисленным количеством текстов, написанных учредителями закона и комментаторами, как в форме рукописей, так и в форме печатных текстов. Кроме того, он обращался к многочисленным рукописям Иерусалимского Талмуда, а также к рукописному варианту Зоара. Письма Маймонида, труды первых учредителей закона, в рукописном виде или уже напечатанные, так же как и решения учителей его поколения были его настольными книгами.
Первое издание его труда Бейт Йосеф появилось в 5310/1550 году. Оно было очень скоро принято во всех еврейских общинах, и самые великие учителя того времени составили на него комментарии.
Итальянские учителя использовали Бэйт Йосеф не только в качестве свода галахических законов. Они видели в нем компиляцию талмудических текстов, которые там представлены.
Некоторые ашкеназские раввины выразили протест против этого произведения. Решения рабби Й. Каро, основанные на комментариях Рифа, Рамбама и Роша, их, действительно, не всегда устраивали. Рама защищал решения ашкеназских учителей, подчеркивая, что нельзя основывать галахическое законодательство на общих правилах, сформированных любым способом.
Рама даже составил свою собственную книгу, представив ее как дополнение к Бэйт Йосефу, содержащее решения ашкеназских учителей.
Следует добавить, что некоторые возражения возникли даже среди сефардских учителей. Никто не хотел видеть в труде рабби Каро «Бейт Йосеф» нечто большее, чем просто компилят. Но все же, если судить в общем, это произведение было тепло принято в еврейском мире.
Можно предположить, что часть возникших возражений застали рабби Й. Каро еще при жизни. Чтобы ответить на них, он написал труд «Бэдэк а-Байт», который был издан только в 5465/1605 году в Салониках — через тридцать лет после его смерти. Во второй раз его опубликовали в Венеции, а третий — в Кракове.
Шулхан Арух
Завершив работу над книгой «Бэйт Йосеф», и заметив, что во многочисленных общинах вследствие противоречивости обычаев, преобладает состояние сомнения, рабби Йосеф Каро решил написать новый труд, «чтобы Тора Всевышнего оставалась истинной в устах каждого сына Израиля, и чтобы каждый учитель, которому зададут вопрос, мог дать недвусмысленный ответ… и я назвал эту книгу “Шулхан Арух” (“Накрытый стол”).»
Обвинения рабби Каро и его труда «Бэйт Йосеф» в пренебрежении по отношению к законодательству ашкеназских мудрецов распространились и на новый алахический сборник. Так, рабби Шломо Лурия не одобрил метод, избранный при постановлении алахических решений, а также и отсутствие ссылок на первоисточники.
Рабби Моше Иссерлес, Рама, осудил отсутствие ссылок на постановления учителей Германии и Франции, учения которых продолжали общины Польши, так и отсутствие указаний источников информации: это могло бы дезориентировать ашкеназские общины и привести их к изменению обычаев, переданных их предками.
Некоторые учителя сефардского мира тоже не жалели критики. Рабби Шмуэль Абуаб[12], например, высказал сомнение в том, что эти два сборника составил один и тот же автор. Хида[13] все же настойчиво отбрасывает подобные предположения и утверждает, что, конечно же, рабби Йосеф Каро сам написал свой новый труд.
Некоторые утверждали, что в намерения рабби Каро не входило составление сборника алахот для того, чтобы любой вопрос разрешался так, как там написано; его единственной целью было облегчить повторение и запоминание, чтобы молодые ученики «могли постоянно к нему обращаться, повторять его наизусть, знать алаху в молодости, чтобы не забыть ее в старости».
Как бы там ни было, протесты и критика не помешали этому произведению быть принятым в каждом еврейском доме. Народ Израиля, рассеянный по всему миру, лишенный всякого централизованного руководства, своим молчаливым и спонтанным согласием отметил свое особое единение под игом Торы. Через год после выхода первого издания, в Венеции (1567год) были опубликованы два новых исправленных издания. Решения рабби Й. Каро стали обязательными для всех восточных общин, как об этом свидетельствует один из самых выдающихся учителей следующего поколения рабби Элияу бен Хаим. Рама сам к нему относится с величайшим уважением: «Тот, кто с ним спорит, восстает против Шехины (Божественного присутствия)… следует основываться на его решении по всем запретам Торы и, тем более, по менее значимым вопросам».
Рабби Моше Иссерлес сделал лучше. Он сделал вклад в изучение и распространение Шулхан Аруха как свода алахических законов во всех общинах народа Израиля, добавив к нему свои замечания касательно ашкеназских обычаев и решений мудрецов Франции и Германии.
Цемах Цэдэк, рабби Менахем Мендель Крошмаль[14], писал: «После появления такого великого произведения, как Бэйт Йосеф, а после — Шулхан Арух, сопровождаемый заметками рава (Рама), и после их широкого распространения во всем народе Израиля, мы должны ссылаться только на их слова… ».
Другие труды рава Йосефа Каро
Его комментарий под названием «Кэсэф Мишне» на «Мишней Тора» Рамбама следует понимать, как его стремление заложить фундамент алахи. Таким образом, он хотел уточнить источники и причины, которым Рамбам следовал в своих решениях, и опередить возражения его противников.
Примерно через двадцать лет после смерти рабби Йосефа Каро его младший сын, рабби Йеуда, издал письма своего отца. Его правила изучения Гемары были изданы в 1598 году в качестве приложения к книге «Алахот Олам».
Второй важный сборник писем «Авкат Рохель» был издан более чем через двести лет после его смерти в Салониках. Комментарии на Тору и другие тексты были скомпелированы в книге «Ор Цадиким».
В предисловии к письмам рабби Йеуда упомянул тексты, которые на данный момент имелись в его распоряжении, но еще не были напечатаны.
Произведение под названием Магид Мэшарим напоминает заметки рабби Каро и его учеников. Оно было издано только восьмьюдесятью годами позже в Люблине и Венеции. Не вступая в полемику об источниках этого произведения и о его авторитетности, отметим, что многие последующие учредители закона цитировали его и на него ссылались.
В 1575 году, 13 нисана 5335 года рабби Йосеф покинул этот мир в возрасте 87 лет. Перед смертью он отметил, что смог три раза целиком изучить весь Талмуд.
Известие о кончине рабби Каро потрясло все общины диаспоры. Он был погребен на кладбище в Цфате, недалеко от могилы Ари, на спуске холма, смотрящего на Мерон. Большой голубой камень из извести по сей день выделяет это место. На нем выгравирована простая надпись: «Рав рабби Йосеф Каро, автор Шулхан Аруха».
[1] Рама, Рабби Моше бар Исерлес, родился в Кракове (Польша) в 5282/1573 году. Его основной труд — «Мапа» — «Скатерть»: там он приводит традиции ашкеназских учредителей закона, как дополнение к Шульхан Аруху, который широко закрепился в сефардской традиции.
[2] Бааль а-Турим, р. Яаков бен Ашер. Родился в 5030/1270 году. Его отец, Рош (Рабейну Ашер), вынужден был бежать из Германии в Испанию в период крестовых походов. Р. Яаков начал редактировать Арбаа Турим, систематизируя текущие законы согласно порядку, который в последствии был перенят в Шульхан Арухе. Умер в 5103/1343 году. Его комментарий на Хумаш является оригинальным произведеним, в котором приводятся мидраши, объясняющие отрывки Торы.
[3] Рабби Йосеф бен Шломо Тайтацак. Его отец покинул Испанию во время изгнания и поселился в Турции. Известно произведение рабби Тайтацака «Тшувот Маритац».
[4] Рабби Шломо бен Моше а-Леви Алькабец. Родился в Турции в 5265/1505 году. Поднясля в Цфат в 5295/1535, где занял место в школе каббалистов. Шурин рабби Моше Кордеверо. Автор гимна «Леха Доди», который евреи по всему миру поют в пятницу вечером. Умер в 5344/1584 году.
[5] По этому поводу разразилась большая дискуссия среди Ришоним — средневековых комментаторов — о том, как точно отсчитать седьмой год. Погрешность задавалась точностью расчета даты разрушения Второго Храма.
[6] Рабби Зэхария Йихия бен Саадия Альцоари. Йеменский мудрец, автор трудов о Рамбаме, философских разъяснений к Шир а-Ширим, моралистических произведений и трудов о Каббале, оставил также записки о путешествии.
[7] Риф, рабби Ицхак Бен Яаков Альфасси, родился в 4773/1013 году. Один из важнейших учредителей закона второго поколения после Геоним из Вавилона. В 4848/1088 году он прибыл из Феса в Испанию, где умер в 4863/1103 году в возрасте 90 лет. Он был заместителем рабби Ицхака ибн Геата и в последствие передал свое место своему ученику рабби Яакову Мигашу. Его трудом является компиляция юридических законов Галахи.
[8] Рамбам, рабби Моше Бен Маймон (Маймонид). Учредитель законов, философ, комментатор и врач. Родился в Испании в 4895/1135, жил в северной Африке и Египте, где и умер в 4962/1202 году. Он написал «Мишне Тора», «Море Невухим», комментарии на Мишну, медицинские труды и т.д.
[9] Рош, раббену Ашер Бен Йехиэль. Родился в 5010/1250 году. Один из самых авторитетных учителей Германии, вынужден был бежать оттуда из-за крестовых походов и прожил 20 лет в Испании. Умер в 5087/1327. Он составил Тосафот на большинство трактатов Гемары, а также Пискей а-Рош, являющихся одними из фундаментальных трудов по Гпалахе. Имел 8 сыновей. Один из них рабби Яаков написал Арбаа Турим.
[10] Рамак — рабби Моше Кордоверо. Родился в 5282/1522 году. Ученик рава Йосефа Каро и в том, что касается Каббалы, учился у своего шурина, р. Шеломо Алькабеца (автора Леха Доди). Он считается одним из величайших учителей своего поколения. Прокладывал в своих произведениях путь к Каббале Ари. Главная его работа «Пардес Римоним». Умер в 5330/1570.
[11] Мааршаль, рабби Шломо Бен Йехиэль Лурия. Родился в 5270/1510 году в Люблине (Польша) и умер в 5334/1574. Один из важнейших учредителей закона своего времени. Известен своей критикой, в частности против рабби Йосефа Каро и принципов написания Шульхан Аруха. Его работы: «Йам шельШломо» и комментарии на Талмуд.
[12] Рабби Шемуэль Бен Авраам Абуаб, родился в Гамбурге в 5370/1610 году. Когда ему исполнилось 13 лет, отец послал его в Италию учить Тору, там он и остался до конца своих дней. Раввин в Венеции с 5410/1650 года. В возрасте 80 лет он покинул свой пост, чтобы уйти в галут, то есть анонимно путешествовать из города в город. Его труд: «Двар Шмуэль».
[13] Хида, Рабби Хаим Йосеф Давид, сын Ицхака Азулая. Родился в Иерусалиме в 5484/1724. очень разносторонняя личность, обогащенность которой доказывают 83 произведения, им оставленные (Галаха, Каббала, комментарии на Хумаш и т.д…). он учился у Рабби Хаима Бен Аттара (Ор а-Хаим) после того, как тот поселился в Иерусалиме. Значительную часть жизни провел как посланник общины Хеврона в Европе и Африке; оставил занимательное описание своих путешествий. Умер в 5566/1806 году в Ливурне, Италия.
[14] Рабби Менахем Мендель Крошмаль, родился в Кракове 5460/1600 году, умер в Никольсбурге в 5521/1661 году. Входил в состав великих польских учредителей закона. Его произведение Цемах Цэдэк основано на Шульхан Арухе.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.