Темы: Моше, Оцарот, Чтение для детей, Мусар, Раби Йосеф Каро
«Это место будет названо Воды Раздора» (Бемидбар 20:13). У великого законоучителя раби Йосефа Каро был «магид» — небесный посланник, который являлся ему, беседовал с ним и открывал тайны Торы. Cоученики и последователи раби Каро даже оставили описание, как этот посланник приходил к нему, а сам законоучитель записал его откровения в книге «Магид Мейшарим» («Сообщающий истину»). В этой книге есть строки, имеющие отношение к нашей недельной главе.
Известно, что у комментаторов нет единого мнения по вопросу: в чем состояла ошибка Моше Рабейну при Водах Раздора и почему Всевышний постановил, что Моше умрет в пустыне? Посланник сказал раби Йосефу: само разнообразие мнений на этот счет показывает: вина была очень «тонкой» и неуловимой, поэтому, чтобы вынести решение, понадобилось собрать много отдельных обвинений, подобно тому, как из тончайших волокон сплетают нить.
Одно из объяснений дал Рамбам: взоры всех сынов Израиля были прикованы к Моше, все его действия были примером для подражания. И когда люди, измученные жаждой, потребовали воду, а он разгневался, они сделали вывод: гневаться можно по любому поводу.
Моше не следовало сердиться, так как народ не был виноват. Поэтому на Моше обрушился гнев Всевышнего. Каждый, кто знает, что является примером для окружающих, должен тщательно обдумывать каждое свое движение, держать чувства под контролем. Тщательно «отмерять» любую реакцию. А если он поступает иначе, это вызывает гнев Свыше.
Тора, как известно, — книга «инструкций» и наставления. Суровое решение в отношении Моше Рабейну — предостережение для каждого из нас. Каждый отец, каждая мать в еврейской семье в глазах детей подобны Моше Рабейну: взоры детей прикованы к родителям. Глядя на поведение родителей, дети учатся тому, что можно делать, а чего нельзя.
Если родитель сердится по пустякам, ребенок усваивает, что негативным чувствам можно давать волю, что гнев разрешен и сдерживать его необязательно.
Вот что рассказывают об этом. Как известно, Хазон Иш молился в миньяне (группа из десяти и более молящихся), который собирался у него дома. Молитва, конечно же, проходила с надлежащим трепетом. Однажды тишина была нарушена: громко заговорил сын одного из молящихся. Отец рассердился и заставил сына молчать.
После молитвы Хазон Иш позвал отца и сказал ему: «Сегодня ты дал сыну два урока, которые будут вести его по жизни». Отец решил, что это комплимент, на его лице выразилось удовольствие. Но он всё же попросил уточнить, какие именно уроки.
Хазон Иш ответил: «Сегодня ты научил его, что во время молитвы нельзя разговаривать и что можно проявлять гнев». Затем добавил: «Надеюсь, что он запомнит первый урок, но вот второй он точно постарается применить на практике».
Взять гнев под контроль — почти невыполнимая задача. Но, серьезно изучая книги по Мусару (еврейской этике) применяя знания на практике, можно постепенно научиться этому. Разумеется — с Б-жьей помощью, ведь Он желает помочь нам в этом.
Маленький мальчик пришел с папой в магазин. Продавец протянул ребенку коробочку с конфетами и сказал: «Возьми столько конфет, сколько хочешь». Мальчик остановился и устремил взгляд на отца.
Продавец повторил: «Деточка, бери полную горсть, это бесплатно». Но ребенок продолжал смотреть на отца. В итоге отец сам достал несколько конфет, отдал сыну, и они вышли из магазина.
По дороге отец спросил, почему сын не взял конфеты сам. Тот ответил: «Хотел, чтобы ты вытащил мне, потому что у тебя рука больше».
«Мораль» этой истории понятна. Если нам что-то нужно, стоит попросить Творца мира, чтобы Он дал нам это, потому что у Него «такие руки… самые большие»! У нас есть Папа на Небесах, Который может дать нам всё! Он хочет только, чтобы мы чаще обращались к Нему.
Творец мира любит нас и хочет дать нам всё лучшее, что есть в мире. Мы можем просить у Него всё, что нам нужно. В том числе — просить улучшить и исправить нас, поскольку это не в наших силах. Помочь нам работать над своими качествами и расстаться с гневом. Дать нам силы вести себя терпеливо и транслировать любовь в семье, несмотря на все трудности… только попроси! (Маайан а-Шавуа)
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?