Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Талмуд, Германия, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Яаков-Йеошуа бар Цви-Гирш Фальк (Пней Йеошуа; 5441—5516 /1680-1756/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.
Родился в Кракове двадцать восьмого кислева 5441 /1680/ года. Был назван в честь своего знаменитого прадеда, р. Йеошуа Харифа, автора книги Магиней Шломо (Щиты Шломо).
Уже в годы юности р. Яаков-Йеошуа возглавил ешиву города Лемберга (Львова). Однако после трагедии, произошедшей третьего кислева 5463 /1703/ года, когда его жена и дочь погибли во время пожара, он оставил Лемберг. В последующие годы он был раввином в целом ряде общин, в том числе в городе Корове, возле Люблина.
В 5478 /1718/ году р. Яаков-Йеошуа вернулся в Лемберг — после смерти выдающегося законоучителя р. Цви-Гирша Ашкенази (Хахама Цви) он заменил его на посту главного раввина общины. В Лемберге р. Яаков-Йеошуа возобновил работу своей ешивы, которая вскоре стала основным центром изучения Торы в Польше.
Его самоотверженная увлеченность изучением Торы вошла в легенду. Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу (Гдолей адорот).
В 5490 /1730/ году р. Яакова-Йеошуа пригласили возглавить общину Берлина, а с 5494 /1734/ года он стал главным раввином г. Меца, расположенного в Эльзасе, на рубеже между Францией и Германией.
В Меце он завершил работу над первой частью своего комментария на Талмуд, получившего название Пней Йеошуа (Лик Йеошуа). Первый том этой книги, в котором подвергается углубленному анализу раздел Талмуда Нашим (Женщины), вышел в свет в 5499 /1739/ году в знаменитой еврейской типографии г. Амстердама.
Существуют свидетельства, что перед тем, как приступить к работе над комментарием, р. Яаков-Йеошуа тридцать шесть раз углубленно изучил весь Вавилонский Талмуд, от начала и до конца, — этот титанический труд и нашел отражение в его комментарии, который отличается особой обстоятельностью и вниманием к тончайшим смысловым нюансам текста.
На протяжении всей жизни р. Яаков-Йеошуа — так же, как и его прадед р. Йеошуа Хариф — занимался изучением кабалы. Как следствие этого, в своем комментарии он разъясняет многие высказывания Талмуда с помощью концепций, почерпнутых из Зоара и других кабалистических сочинений.
В 5500 /1740/ году скончался главный раввин Франкфурта на Майне р. Яаков Паперс — и автора нашумевшей книги Пней Йеошуа пригласили заменить его, возглавив одну из крупнейших общин Германии. С этого времени р. Яаков-Йеошуа вошел в число самых авторитетных законоучителей своего поколения — к нему обращались за решением спорных вопросов со всех концов еврейского мира.
Его многочисленные респонсы изданы отдельной книгой лишь в самое последнее время в Йерушалаиме.
В 5511 /1751/ году автора Пней Йеошуа пригласили занять место раввина в одной из общин на Святой Земле, но по состоянию здоровья семидесятилетний мудрец не мог совершить столь далекое путешествие. Тем не менее он покинул Франкфурт на Майне и поселился в городе Мангейме, посвятив все силы дальнейшей работе над комментарием. Уже в 5512 /1752/ году в типографии Франкфурта на Майне была издана вторая часть книги, посвященная анализу талмудического трактата Брахот и всего раздела Моэд (Праздники).
В возрасте семидесяти двух лет р. Яаков-Йеошуа переселился в г. Вормс, старинный центр изучения Торы, а в 5515 /1755/ году возвратился во Франкфурт на Майне. Здесь в 5516 /1755/ году была издана третья часть его фундаментального труда — в ней рассматривались талмудические трактаты Бава кама и Бава меция
Выдающийся кабалист из Земли Израиля р. Хаим-Йосеф-Давид Азулай (рабейну Хида), посетивший автора книги Пней Йеошуа в Вормсе и пораженный его обликом, вспоминал: «В течение нескольких дней я удостоился созерцать Шехину (Б-жественное Присутствие), ведь он выглядел как ангел Всевышнего» (Шем агдолим).
Р. Яаков-Йеошуа Фальк умер четырнадцатого швата 5516 /1756/ года в г. Оффенбахе, расположенном возле Франкфурта на Майне. В соответствии с его завещанием, похоронен во Франкфурте на Майне.
Публикация остальных частей книги Пней Йеошуа была завершена уже после его смерти. В последующих поколениях комментарий многократно переиздавался — и по сей день он является одним из основных пособий, помогающих проникнуть в глубинные пласты талмудического текста.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
Главы из книги
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О пустословии и его противоположности - усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями
Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»
Мужья разговаривают, чтобы передать информацию, жены же используют вербальные функции для укрепления внутрисемейной связи. О необходимости слушать других.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Если вникнуть в суть ежедневно произносимых нами слов, можно увидеть, что они в большей степени, чем любая другая сфера человеческой деятельности, определяют и формируют нашу суть.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Воздержание от злословия — лепта в будущее восстановление Храма. Наши мудрецы призывали постоянно следить за речью, а также утихомиривать спорщиков.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
У Всевышнего речь не отделена от Него, она с Ним абсолютно едина. И только творениям, получающим жизненную силу от категории Его речи посредством многих уменьшений и великого сокровения света, кажется, что жизнь их — нечто самостоятельно существующее. Но пред Всевышним нет этого сокровения света