Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Цфат, Каббала, Рав Александр Кац
Раби Моше бар Мордехай Галанти (ок. 5275—5372 /ок.1515—1612/ гг.) — выдающийся законоучитель, проповедник и кабалист; один из духовных лидеров поколения.
Родился в Риме. Происходил из известного рода Анджел — изгнанников из Испании, осевших в Италии.
Вместе с младшим братом, р. Авраамом Галанти (см.), совершил алию (подъем) на Святую Землю и обосновался в г. Цфате.
Учился у р. Йосефа Каро (см.). Когда главный раввин Цфата р. Яаков Бейрав возобновил передачу смихи (раввинского посвящения), двадцатитрехлетний р. Моше Галанти, наряду со своим наставником р. Йосефом Каро, оказался в числе первых посвященных.
Изучал кабалу у р. Хаима Виталя (см.), который был гораздо моложе его. Составил кабалистический комментарий на книгу Коэлет, получивший название Кеилат Яаков (Община Яакова; вышел в свет в стамбульской еврейской типографии в 5330 /1570/ г.).
В 5340 /1580/ году р. Моше Галанти стал раввином и главой раввинского суда Цфата, сменив умершего р. Моше Терани (Мабита; см.).
Один из побывавших в Цфате паломников писал: «Каждый день множество знатоков Торы собираются на общую молитву, …и их молитва потрясает. …Перед ее началом на биму (возвышение, с которого читают Тору) поднимается великий раввин Моше Галанти и произносит проповедь, пробуждающую в сердцах евреев трепет перед Всевышним; его проникновенные речи, наполненные мудростью и святостью, воспламеняют сердца любовью к Творцу».
Многие его проповеди и беседы о Торе объединены в сборник Коло шель Моше (Голос Моше).
Р. Моше Галанти покинул этот мир в 5372 /1612/ году, прожив около ста лет.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.