Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Рамбам, Мишнэ Тора, Споры, Александр Кац
Раби Авраам бар Давид из Поскьеры (Раавад Бааль Аасагот; 4880-4959 /1120-1198/ гг.) – выдающийся законовед, глава мудрецов Прованса.
Родился в Нарбонне. Изучал Тору в г. Люнеле у р. Мешулама бар Яакова и в Нарбонне у р. Моше Меруана Алеви. Был также учеником, а затем и зятем р. Авраама бар Ицхака, автора книги Аэшколь.
Когда период ученичества завершился, Раавад основал собственную ешиву в небольшом местечке Поскьера возле г. Нима.
По свидетельству современника, «в эту ешиву приезжали изучать Тору из самых дальних земель, – Раавад был очень богат и содержал неимущих учеников за свой счет, обеспечивая все их потребности» (Биньямин из Туделы, Сефер Амасаот).
Еще в годы молодости Раавад написал хидушим (аналитические заметки) к нескольким трактатам Талмуда. Выражая восхищение его эрудицией, современники говорили: «Он охватывает весь Талмуд одним взглядом». Сохранились и изданы его хидушим к трем трактатам: Эйдуйот, Киним и Бава кама. Им составлены также комментарии к алахическим мидрашам, из которых сохранился только комментарий на книгу Сифра.
В 4910 /1150/ году вышла в свет книга его младшего современника, р. Зрахии Алеви (см.), названная Амаор (Светило). В этой книге были подвергнуты острой критике многие положения кодекса Рифа (см.), великого законоучителя прошлого поколения. Раавад включился в полемику, обнародовав свои Аасагот (Заметки): в них он отстаивал взгляды Рифа, беспощадно отметая аргументы автора Амаора. «Это светило не светит», – иронично утверждал он.
В годы зрелости Раавад написал книгу Баалей анефеш, посвященную законам чистоты супружеской жизни. В заключительной главе, названной Шаар акдуша (Врата святости), рассматривались вопросы семейной этики и святости супружеских отношений.
Впоследствии эта глава была напечатана отдельно. Она многократно переиздавалась и вошла в сокровищницу еврейской этики.
С течением времени Раавад стал общепризнанным главой мудрецов Прованса и одним из наиболее авторитетных законоучителей своего поколения: из многих общин диаспоры к нему обращались за решением сложных алахических проблем.
Сохранившиеся респонсы (ответы) Раавада были собраны и изданы отдельной книгой в 5724 /1964/ году.
Когда Раавад уже перешагнул порог своего семидесятилетия, в Провансе стали появляться первые копии грандиозного алахического свода Мишнэ Тора, составленного нагидом (главой) еврейской общины Египта р. Моше бар Маймоном (Рамбамом; см.). Эта книга, излагающая все законы Талмуда ясным и простым языком, сразу же приобрела широкую популярность.
Раавад не без основания опасался, что подобная общедоступная книга сможет быстро вытеснить из употребления не только прочие кодексы, но и сам Талмуд, – а поскольку Рамбам оставил талмудический контекст за пределами своей книги, возникла опасность ошибочной интерпретации закона. Раавад решился, тщательно изучив свод Рамбама, проверить все его алахические выводы и указать, в каких случаях они, с его точки зрения, ошибочны или спорны.
В самом начале своих заметок он сетует на то, что Рамбам «сошел с пути, по которому шли все предшествующие законоучители, – ведь они приводили доказательства своих слов и ссылались на источники выносимых ими законодательных решений». Поэтому, по мнению Раавада, нельзя руководствоваться лишь одним сводом Рамбама, – это неминуемо приведет неискушенного в Талмуде человека к нарушению законов Торы.
В целом ряде случаев Раавад вынужден констатировать: «Я здесь нахожу великую путаницу». Но его отзывы не всегда негативны – в некоторых случаях он не удерживается от восторженного восклицания: «Замечательная идея!» или «Очень хорошо сказано!».
Известно, что сам Рамбам воспринял критические заметки Раавада с большим уважением.
Эти два гиганта Торы навечно запечатлены в бескомпромиссной интеллектуальной схватке: в классических изданиях Мишнэ Тора краткие заметки Раавада всегда печатаются рядом с текстом Рамбама, составляя вместе с ним единое целое. А сам Раавад вошел в историю еврейской мысли под именем Бааль Аасагот (Автор «Заметок») – здесь имеются в виду именно эти его краткие заметки на свод Рамбама.
Раавад Бааль Аасагот умер в Поскьере, в 4959 /1198/ году.
Его сын р. Ицхак бар Авраам, прозванный «ави кабала» (отец кабалы), был выдающимся знатоком тайной мудрости – от его учеников перенял тайны кабалы великий Рамбан.
Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.