Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Однажды рабби Йосеф Каро, автор Шулхан Аруха זצק''ל זי''ע , нашёл сложнейшую кушию в Талмуде. Он старался её разрешить, напрягая все силы, но ничего не получалось. Он возвращался к этому ещё и ещё раз -- результат тот же. Тогда он объявил пост, три дня постился, чередуя напряжённую работу с молитвой, пока, наконец, не разрешил кушию. Уставший, но счастливый он вышел из своей комнаты, решив прогуляться, чтобы перевести дух. Дом его находился недалеко от синагоги и он вошел туда. В синагоге сидели евреи, группами и поодиночке, и учили Тору. Рабби Йосеф увидел, что одна пара учит тот же трактат, что и он. Он подошёл ближе и увидел, что они сейчас находятся в том же месте, что и он совсем недавно. «Интересно, увидят ли они эту кушию?» - подумал рабби Йосеф. Евреи не только увидели, но и начали горячо её обсуждать, пытаясь найти подходящий ответ. И за несколько минут пришли к тому же результату, что и рабби Йосеф. Рабби Йосеф вернулся в комнату, поднял руки к Небу и взмолился: «Владыка миров! Как же это может быть, почему я столько времени бился и не мог найти ответ, а эти простые евреи так легко его нашли?» С Небес ему открыли, что всё ровно наоборот: поскольку он так тяжело работал, чтобы разрешить кушию, то удостоился сделать этим «птихат цинор» -- открытие особого канала мудрости, которая теперь будет беспрепятственно спускаться Свыше, и каждый сможет учить и правильно понимать это место. В этом принципе и состоит смысл испытаний, через которые прошли наши праотцы. Они проложили дорогу потомкам, и теперь нам всё это даётся значительно легче. Двадцать лет Яков жил в Харане, в условиях галута. Он открыл этот канал, и народ Израиля уже много столетий идёт по его стопам, преодолевая все тяготы изгнания. И так в каждом поколении -- мудрецы и праведники открывают новые каналы мудрости, праведности и веры, парнасы и служения, приближая высоты к нам и поднимая нас к этим высотам. Но не только великие люди, но и мы, на нашем скромном уровне, тоже делаем эту работу. Каждая трудность, которую мы преодолеваем на пути приближения к Всевышнему, прокладывает дорогу идущим за нами, и им пройти через эти сложности будет уже значительно легче.
Рабейну Бехаи делает расчёт, согласно которому все дети Якова, кроме Биньямина, родились семимесячными. За семь лет работы за Рахель от четырёх жён у него родилось одиннадцать детей.
«И полюбил Яков Рахель ..., а Рахель бесплодна». Рабби Пинхас из Корицаזצק''ל זי''ע пишет, что иногда именно хорошие, ровные отношения между супругами могут быть причиной их бесплодия. Разумеется, не должно быть раздоров, не дай Б-г, но небольшие претензии друг к другу, особенно в области мицвы – это сегула, чтобы иметь детей. Поэтому мы читаем «И возгорелся гнев Якова на Рахель … и родила Рахель». Про Ребе рабби Элимелеха из Лиженска זצק''ל זי''ע сохранился похожий рассказ. Своему хасиду, у которого много лет не было детей, он велел устроить ссору с женой. После того, как они помирились, женщина забеременела и родила сына. Объясняя в чём здесь дело, рабби Элимелех привёл этот же принцип и этот пример из Торы.
«… И был у него многочисленный скот, и рабыни, и рабы, и верблюды, и ослы». У Якова было большое имущество, и в дальнейшем, во время встречи с Эйсавом, он даже должен был держать ответ, почему у него всего так много -- ведь Яков выбрал себе Мир Грядущий. «Меор Эйнаим» говорит: нельзя понимать буквально слова Мидраша о том, что Яков и Эйсав поделились, и Яков выбрал себе духовность, олам аба, а Эйсав -- этот материальный мир, олам азе. Как можно достичь Мира Грядущего без этого мира? И ещё -- ведь всё создано, чтобы славить Творца, ради служения Ему, и материальность в том числе… Мир Грядущий создан буквой "Йуд", а наш мир -- буквой "hей", и известно, что вместе они составляют неразделимое Имя Всевышнего, эти два мира дополняют друг друга: материальный мир служит "телом", внешней формой проявления для "души", Мира Грядущего. Настоящий смысл этого Мидраша в следующем. В материальном мире Якову полагается хорошая еда, одежда, просторный и удобный дом , деньги -- всё, что действительно нужно для служения Всевышнему, для Олам аба. Эйсав же получил именно излишества этого мира – такие, как скаковые лошади и гончие собаки. то, что бессмысленно и никакой пользы духовности не приносит. Таким «добром», с позволения сказать, наполнен весь этот мир.
Из рассказов о праведниках
В Рош Хойдеш Кислев – юрцайт рабби Цви Гирша из Риманова זצק''ל זי''ע . Родился он в семье бедного портного, в раннем детстве остался сиротой и жил у родственника, был помощником портного. До семнадцати лет почти не умел читать, с трудом разбирая буквы. Однажды в его город приезжал цадик, и юный Гирш окунулся в миквэ вслед за ним. От этого он получил такой заряд, что бросил прежнюю жизнь и пешком, голодный, ушёл в другой город, в Бейт Мидраш. Там он просил местных евреев учиться с ним, и так началась его новая жизнь. Рабби Менахем Мендел из Риманова זצק''ל זי''ע взял его к себе в качестве слуги. За годы напряжённой работы бывший сирота и неуч стал цадиком, и не просто адмором, а одним из лидеров поколения, Ребе десятков тысяч. За его столом на "тише" сидели такие известные гаоны как рабби Хаим из Цанз זצק''ל זי''ע и рабби Цви Элимелех из Динова, автор "Бней Исосхар" זצק''ל זי''ע. Его Бейт Мидраш прославился силой молитвы, и даже зимой не нуждался в отоплении, наоборот, было жарко и люди открывали окна на время молитвы. Он был известен как чудотворец, а на деньги, которые давали ему добивавшиеся получить браху рабби Гирша, содержал изучающих Тору, помогал бедным, поддерживал вдов и сирот.
Как-то один из его хасидов почувствовал себя плохо и потерял сознание. Придя в себя, он рассказал, что, очевидно, побывал в Высшем мире, так как видел Ребе, в субботних одеяниях, рассказывающего новый комментарий. Хасид запомнил этот комментарий и пересказал его . В Шабат на этой же неделе, во время третьей трапезы, когда рабби Гирш начал рассказывать, в зале поднялся шум. Он спросил, в чём дело. Услышав при каких обстоятельствах люди уже слышали этот комментарий, Ребе сказал: "Ну, да, я всегда вначале получаю согласие Высшего Суда, и только потом говорю свою Тору вам". Он рассказал однажды своим хасидам, что отец научил его секрету хорошего портного, и этот секрет полезно знать каждому: "Надо научиться исправлять старое и не портить новое".
Агит Шабос, Яков Доктор.
Теги: Недельная глава