Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Скромность, Иерусалим, Алия, Рав Александр Кац, Праведник, Мусар, Самосовершенствование
Раби Нафтали бар Шломо Амстердам (5592-5676/1832-1916/ гг.) — один из зачинателей этического движения Мусар.
Родился в 5592/1832/ году в литовском городке Саланте (Салантае), где в те годы жил его будущий наставник раби Исраэль Салантер.
В 5609/1849/ году, в возрасте семнадцати лет, он начал заниматься в ковенском мусар штибле (доме этики), основанном раби Исараэлем Салантером. Наряду с раби Симхой-Зислом Зивом (Сабой из Кельма) и раби Ицхаком Блазером (раби Ицеле Петербургером), он вошел в число ближайших учеников, с которыми раби Исраэль Салантер занимался по особой программе. Следуя мировоззренческим установкам своего наставника, раби Нафтали намеревался зарабатывать на жизнь не раввинской службой, но «трудом своих рук» — он открыл в Ковно пекарню. Однако раби Исраэль Салантер считал, что раби Нафтали необходимо сосредоточить свои усилия на изучении Торы и распространении идей Мусара. Действуя через своего ученика, «чайного короля» раби Кальмана-Зеева Высоцкого, раби Исраэль Салантер попытался обеспечить для раби Нафтали раввинский «трон» в Москве, но хасиды, составлявшие значительную часть московской общины, воспротивились этому назначению (Тнуат амусар, т.2 с.223-224).
В 5627/1867/ году по рекомендации своего наставника раби Нафтали стал главным раввином г. Гельсингфорса (Хельсинки), столицы Финляндии, входившей в состав Российской империи.
Свое пребывание в Гельсингфорсе он считал временным и поэтому оставил жену с детьми в Ковно — они лишь изредка его навещали (там же, с.225).
В 5630/1870/ году он возглавил общину г. Новгорода, но уже спустя год возвратился в Гельсингфорс.
В 5635/1876/ году раби Нафтали поселился в Ковно с семьей, рассчитывая, что денег, заработанных за годы раввинской практики, хватит ему на несколько лет углубленных занятий Торой. Однако вскоре вся собранная им сумма ушла на приданое и свадьбу дочери (там же с. 225-226).
В 5636/1876/ году он стал законоучителем в общине Санкт-Петербурга, возглавляемой его другом юности раби Ицхаком Блазером.
В 5640/1880/ году раби Нафтали возглавил общину г. Ясвина в Литве, а затем стал раввином Алексаты, одного из пригородов Ковно.
Весь день он учился стоя, следуя в этом праведникам прошлых веков. Несколько часов в день он посвящал изучению мусара и кабалы. Он давал уроки по мусару в ковенском доме этики и в ешиве Кнессет Исраэль, созданной последователями раби Исраэля Салантера в пригороде Ковно, Слободке (там же с. 227, 231; Гдолей адорот).
В 5666/1906/ году, после смерти жены, семидесятичетырехлетний раби Нафтали отправился в Землю Израиля — никого не известив, чтобы избежать торжественной встречи.
И вот однажды он неожиданно появился в иерусалимском доме раби Ицхака Блазера, прибывшего на Святую Землю двумя годами ранее. Раби Нафтали был одет в одежду простолюдина — с фуражкой, а не с раввинской шляпой на голове. На обычное приветствие сбежавшихся ему навстречу людей «Шалом алейха, раби!» (Мир Вам, раввин!) он ответил, что он — не раввин. Затем он спросил, где располагается ближайший дом учения, — и, отправившись туда, с головой погрузился в изучение Торы (Тнуат амусар с. 236).
В первые месяцы пребывания в Йерушалаиме раби Нафтали поселился в еврейском квартале Старого города, а затем перебрался за стены Старого города, во «двор Штрауса», где жили раби Ицхак Блазер и другие последователи движения Мусар. Он давал уроки в иерусалимском мусар штибле, организованном учениками своего друга юности раби Симхи-Зисла из Кельма. В то же время раби Нафтали старался всячески умалить свое значение в глазах людей, чтобы избежать любых восхвалений и почестей. Когда его пригласили на совещание, связанное с делами общины, он сказал: «Я должен объяснить вам, кто я такой. Сначала я был пекарем, затем попробовал стать раввином — но, когда разобрались, что я не подхожу для такой работы, меня уволили» (там же, с. 237).
Обладая феноменальной талмудической эрудицией (он мог мгновенно, с точностью до страницы, указать место любого высказывания в Талмуде и с точностью до параграфа — место любого закона в кодексе Шульхан арух), раби Нафтали выдавал себя за малообразованного «балабоса». В синагоге, сразу после молитвы, он погружался в чтение псалмов, как человек, для которого более сложные книги не по зубам, и лишь когда большинство прихожан расходилось, он принимался за Талмуд. Едва же заслышав приближающиеся шаги, он снова возвращался к псалмам (там же, с. 236).
В Йерушалаиме раби Нафтали вновь женился — ему был необходим близкий человек и помощник в годы старости. Однако вскоре после свадьбы жена тяжело заболела, и восмидесятилетний раби Нафтали в течение ряда лет трогательно ухаживал за прикованной к постели женщиной. Он сам убирал квартиру, мыл посуду, растапливал печь и выполнял все необходимые «женские» работы по дому — искренне радуясь тому, что ему выпала возможность помочь больной (там же, с. 237-238).
Еще в юности раби Нафтали принял на себя особую миссию — он записал в дневник самоконтроля, что берется «возвратить весь народ Израиля к праведности». Когда друзья спросили у него, как он собирается это сделать, раби Нафтили объяснил: он постарается скрупулезно выполнять все законы Шульхан аруха, учитывая мельчайшие детали и нюансы, — чтобы люди могли увидеть в нем воплощенный Шульхан арух и убедиться, что выполнение законов Торы ведет человека к совершенству.
Всю жизнь он посвятил осуществлению этой миссии, стремясь добиться в выполнении каждой заповеди максимального совершенства и цельности. Подобно Виленскому Гаону, он проводил весь день, облачившись в тфилин и талит. В праздник Суккот он все семь дней не покидал праздничный шалаш и на протяжении всего дня не выпускал из рук «лулав» — праздничный букет, состоящий из четырех растений. В праздник Пурим раби Нафтали пил вино без перерыва весь день — до выхода звезд. Уже в Йерушалаиме он сам перед шабатом обходил вокруг города и проверял эрув (специальное ограждение, позволяющее в шабат переносить предметы вне дома). Так он относился к выполнению каждой заповеди (там же, с. 239).
Раби Нафтали Амстердам скончался в Йерушалаиме шестого адара 5676/1916/ года в возрасте восьмидесяти четырех лет. Похоронен на Масличной горе.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.