Тецаве9 февраля 2011 года, Рав Яков Доктор «А ты прикажи сынам Израиля…» — Баал Атурим обращает внимание на то, что в этой главе ни разу не упоминается имя Моше Рабейну.Моше является нашим учителем, всю Тору мы получили через него, поэтому его имя, начиная с рассказа о его рождении, неизменно присутствует в каждом отрывке Торы. Исключением из этого правила является только Книга Дварим, которая была сказана по инициативе Моше. Рассказ ведётся от первого лица и поэтому есть места, где его имя не упоминается. Но в остальной Торе имя Моше присутствует всегда, кроме нашей недельной главы
Читать дальше
| |
Как рассеять тьму египетскую?8 февраля 2011 года, Рав Арье (Лев) Кацин Книга рабби Зеэва Вольфа из Житомира «Ор ха-Меир»Что такое тьма египетская? Строго говоря — это одна из десяти казней, постигших Древний Египет в наказание за притеснения еврейских рабов. Однако в более широком смысле тьма египетская — это состояние души жестоких поработителей. Эти два объяснения не противоречат, а дополняют друг друга. Физическая тьма спустилась на египтян в наказание за то, что они наполнили свои души тьмой духовной. Понимание Торы сокрыто в науке и искусстве понимания языка ее символов
Читать дальше
| |
"Пророки, дети пророков"8 февраля 2011 года, Рав Реувен Пятигорский Эпиграф. "Он был за евреев ответчик". (Из песни) Мы говорим: урок Торы. Но каждый ли урок становится уроком Торы? По-мне, так если в результате ничего у меня в душе не поменялось хотя бы немного, то или я не понял урока, или это была, извините, не совсем Тора. Просто я зашел не в ту аудиторию. Рутинность, банальность, пресность – по-моему, это антонимы Торы. Про скуку вообще не говорю. Читать дальше | |
Доктор Безек7 февраля 2011 года, Гади Поллак
Вдруг почувствовал себя в роли "изи". Аргументы кончились, а понимание не пришло. И если случай с чолнтом еще можно как-то объяснить ("случайность", феномен Бойля-Мариотта или Менделеева-Клапейрона), да и истории с фотоаппаратом нетрудно найти оправдание (известное правило: מצוה גוררת מצוה) - то этому... Читать дальше | |
Обещанная разгадка7 февраля 2011 года, Рут Сомински Итак, Ита Минкин, shana и моя бывшая ученица из Афиким – odalina1 блестяще справились с заданием. Но для начала, с вашего позволения, повторю само стихотворение. На этот раз - с названием. Выбор Жизнь и смерть, рай и ад – Шанс был дан. Из всех благ взял ты яд – Мир грез, Мир слез, И роз, И ран
Читать дальше
| |
Лимуд Зхут — анти-лашон ара.6 февраля 2011 года, Рав Арье Лейб Читатель Yitz спрашивает:«Объясните, пожалуйста, что значит “оправдывать поведение других евреев в глазах Б-га”. Б-г ведь знает точно и поступки и мотивы других людей. Что же означает “оправдать” кого-то в Его глазах?У меня был еще один похожий вопрос, может быть Вы могли бы заодно ответить и на него? Где-то приводится, что человека, который оправдывает поступки других людей (судит их “ле-каф зхут”), Свыше тоже судят “ле-каф зхут”. И мне непонятно: ведь оправдать чей-то поступок, т.е
Читать дальше
| |
Готовим омлет без керосина и огня4 февраля 2011 года, Барух Фельдман Однажды известный хасидский праведник Менахем-Мендл из Риминова вместе со своими учениками был приглашен на субботнюю трапезу к богатому еврею. Кроме всех прочих яств, на стол водрузили миску с пшенной кашей. Не такой уж деликатес, между нами говоря. Однако ребе Менахем-Мендл зачерпнул ложку, попробовал, а затем аккуратно переместил всё содержимое миски себе в тарелку и съел. Читать дальше | |
Зачем помогать людям?3 февраля 2011 года, Рав Арье (Лев) Кацин Недавно я попросил добровольца организации «Анонимные алкоголики» помочь одному человеку. Несмотря на снежную бурю, парализовавшую движение транспорта в Нью-Йорке, он сел в машину и поехал на другой конец города, чтобы поделиться своей историей борьбы с алкоголизмом. «Благодарить должен я, — ответил он на мои слова признательности. — Предоставляя мне возможность помочь людям, вы помогаете мне!» «Как реагировать на слова благодарности? — вспомнил я совет рава Меира Ходоша, духовного руководителя иешивы “Атерет Исраэль” в Иерусалиме.
Читать дальше
| |
Стихи с подвохом3 февраля 2011 года, Рут Сомински Тут мои ученицы с программы Афиким ("иудаизм с человеческим лицом" для желающих студенток Иерусалимского университета) попросили меня опубликовать один опыт моего стихосложения. И хоть еще лет в 12 я написала чистосердечное признание "Я - не поэт, я - рифмоплет" (там, в частности, были такие строчки: "Я мир весь изменить хочу, да все с себя я не начну - не быть мне ввек поэтом!"), я все же решила поделиться с вами нижеследующим "рифмоплетством". К слову сказать, в этом, с позволения сказать, стихотворении есть один "подводный риф", и было бы любопытно, кто из читателей на него наткнется. Ничего материального в награду за смекалку я, к сожалению, предложить не могу.
Читать дальше
| |
Трума3 февраля 2011 года, Рав Яков Доктор Когда царь Шломо завершил строительство Храма, он устроил большой праздник в день его открытия, на котором присутствовал весь Израиль, от Дана до Беер Шевы. Во время этого праздника, стоя перед Жертвенником, на глазах у всего народа, он произносит свою знаменитую молитву. В ней царь Шломо благодарит Всевышнего за все милости, которые сделал Творец для его отца, царя Давида, и для всего Израиля, и говорит, что все обещания, данные нашему народу, сейчас сбылись. Царь Шломо просит, чтобы Храм, который он построил, был местом обитания Б-жественной Шхины, местом прощения грехов и местом принятия молитв не только евреев, но и для всех народов мира. Каждый может прийти в Храм в Иерушалаиме и принести Всевышнему жертву, излить Создателю все, что у него на сердце
Читать дальше
|