Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Эпиграф. "Он был за евреев ответчик". (Из песни)
Мы говорим: урок Торы. Но каждый ли урок становится уроком Торы? По-мне, так если в результате ничего у меня в душе не поменялось хотя бы немного, то или я не понял урока, или это была, извините, не совсем Тора. Просто я зашел не в ту аудиторию.
Рутинность, банальность, пресность – по-моему, это антонимы Торы. Про скуку вообще не говорю.
Пусть в конце урока некое мое представление – о людях, мире, самом себе – повернется новым ракурсом, дополнится, станет приятно неожиданным.
В уроке должен быть перевертыш. Я думал о чем-то так-то – а оно на самом деле совсем по-другому. Ну, не здорово ли? Песня!
** **
Раздел Тецаве: "А ты прикажи евреям". Но почему он не начинается, как прочие: "И сказал Всевышний Моше"?
Бааль-Атурим отвечает: Моше сказал: "Сотри мое имя из Своей книги, которую Ты написал". – Ну вот его имя и стерли.
Известно правило: клала (проклятие) праведника обязательно приходит, даже если не будут выполнены условия, которые ее должны сопровождать. По этой причине стерто имя Моше из нашего раздела – как он и просил.
А почему именно из нашего раздела, а не другого? Потому что в нем говорится об урим и тумим (на одежде Аарона) – способе прямого контакта с небом. Моше умолял Всевышнего простить народу грех тельца – и его молитва была принята. Значит, сам Моше и есть урим и тумим. У Аарона на сердце был прибор (приспособление, гаджет), а Моше сам был таким приспособлением.
** **
Теперь вопрос. Хотим ли мы быть пророками?
Не погружаясь в тему глубоко, предположим, что хотим. По крайней мере, плюсы видятся раньше минусов.
А раз хотим, то что для этого нужно в первую очередь? Каким качеством надо обзавестись?
Ответ из того, что мы знаем про Моше: надо уметь просить у небес милосердия к своему народу. Надо уметь молиться, плакать, настаивать, рисковать собой, отказываться от себя – но вымолить, выторговать пощаду и прощение евреям.
А других пророков не бывает.
И если кто думает, что пророк – всего лишь суровый обличитель, который ходит по окрестностям, ко всем пристает и всех ругает, режет правду-матку, уныло взывает к исправлению и покаянию, – то это грандиозная ошибка.
Пророк – тот, кто переживает за людей, любит их и готов за них страдать. Кому собственная жизнь кажется вторичной, а в основе всего лежит благополучие народа и нации. Ради людей он и в тюрьму согласен сесть, и на костер пойти, и на казнь железными скребками.
Пророк по-еврейски – не тот, кто прорицает и предвидит. Это слишком просто, это всего лишь сопутствующее умение, оно не системное. Но пророк – тот, кто защищает, молится и спасает.
И такого пророка каждый может обнаружить в себе.
Во, это и есть тот перевертыш представления, о которым говорилось выше.
** **
Пророчество не ушло от еврейского народа, как принято считать.
С момента разрушения Храма, как только общинный центр переместился в синагогу, где, кроме прочего, ведется общая молитва, с этого момента пророчество только и пришло к евреям.
Раньше были избранные единицы. Теперь пророками (в смысле защитниками, заступниками, ответчиками) стали все.
Ну, и мы, конечно. Когда встаем на молитву за весь народ.
(Отрывок урока "Молитесь за ближнего", который был прочитан этмоль в прямом эфире с сайта Толдот.ру.)
Теги: Хидуш, Недельный раздел