Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не следует ни на что сердиться... и если человек закрывает рот во время ссоры, когда он уже охвачен гневом, это более приятно Всевышнему, поскольку сделать это значительно тяжелее, чем молчать с самого начала, а награда соответствует тяготам»Раби из Люблина

Трума

Отложить Отложено

   Когда царь Шломо завершил строительство Храма, он устроил большой праздник в день его открытия, на котором присутствовал весь Израиль, от Дана до Беер Шевы. Во время этого праздника, стоя перед Жертвенником, на глазах  у всего народа, он произносит свою знаменитую молитву. В ней царь Шломо благодарит Всевышнего за все милости, которые сделал Творец для его отца, царя Давида, и для всего Израиля, и говорит, что все обещания, данные нашему народу, сейчас сбылись. Царь Шломо просит, чтобы Храм, который он построил, был местом обитания Б-жественной Шхины, местом прощения грехов и местом принятия молитв не только евреев, но и для всех народов мира. Каждый может прийти в Храм в Иерушалаиме и принести Всевышнему жертву, излить Создателю все, что у него на сердце. О молитве еврея Шломо говорит: "И Ты дашь человеку согласно его путям", то есть чтобы просьба была удовлетворена, только если еврей этого заслуживает. А о молитве нееврея он просит иначе: "И сделай всё, о чём будет взывать к тебе нееврей", -- то есть просит, чтобы эти молитвы удовлетворялись всегда.

 

   Наша связь с Всевышним глубокая и прочная. Мы остаёмся Его народом, даже если просьбы наши к Нему не могут быть исполнены. Ведь и  в отношениях между людьми каждый может иметь какие-то свои соображения, о которых мы не знаем, и поэтому поступать не так, как мы ожидаем. Каждый имеет право сказать «нет». Тем более, когда речь идёт о Творце мира, Мудрость Которого неизмеримо выше нашего понимания. Обращаясь к Б-гу, мы не диктуем Ему, что делать, не дай Б-г, а рассказываем то, что нам кажется, умоляя о милосердии и  понимая, что судьбы наши вершатся   согласно Его мудрости и  знанию. Смысл нашей молитвы в том, чтобы укрепить нашу связь со Всевышним ,сделать нас лучше и достойнее. Изменившись, мы удостаиваемся и того благословения, которого не были достойны до этого. Но есть  и такие люди, кто хотят жить  без Б-га в Его мире, не дай Б-г.  Чтобы Он не мешал им жить так, как они хотят. Иногда, правда, даже они обнаруживают, что определённая поддержка Свыше им всё же необходима, как ни крутись, что есть важнейшие вещи в жизни, которые от человека не зависят. Тогда такие люди пытаются найти от Всевышнего "кнопку", средство, которое могло бы обеспечить им желаемый  результат. Обычно, если дела идут не так, как они хотят, "кнопка" работает плохо, они быстро разочаровываются. "Тот, кто не отвечает, это не Б-г", – говорят они, и  уходят. Исправление всего мира вещь сложная и многоступенчатая. Вначале еврейский народ должен привести к совершенству себя, и лишь после этого можно приступать к переустройству всего мира.

 

   Храм – один из важнейших этапов исправления нашего народа и всего человечества. Царь Шломо, открывая Храм, просит об особом снисхождении к народам мира. Если кто-то из них всё же придёт, пусть, несмотря ни на что, его просьба будет удовлетворена. На первом этапе исправления мира просто необходимо, «чтобы знали все народы земли Имя Твое», и знали, что «Имя Твоё осеняет  Дом этот, который я построил».

 

 Тосафот в трактате Йома говорит, что у Ковчега Завета было два вида шестов. Одна пара шестов всегда находилась внутри колец. Другие, более длинные,  вставлялись в кольца Ковчега при его переносе во время переходов. Ор Ахаим спорит с этим мнением и объясняет два требования Торы не вынимать шесты и вставлять их во время переходов по-другому.

 

  Моше Рабейну затруднялся в понимании устройства Меноры. Всевышний показал ему, как она должна выглядеть. Но изготовлена она была чудесным образом: слиток золота бросили в огонь, и оттуда вышла готовая Менора. Спрашивается, для чего же её показали Моше, если в результате она всё равно не была сделана человеком? Сфас Эмес объясняет, что от Моше требовалось одно желание, сильное желание исполнить волю Творца. Для этого ему и была показана Менора. Безусловно, человек не может исполнить волю Всевышнего в совершенстве. От него требуется только делать максимально возможное и искренне желать исполнить Его волю. Тогда то,  что человеку не по силам, Б-г завершает вместо него. И так все мицвот. И тому же учит нас Мидраш, рассказывая, что при Даровании Торы сорок дней Моше учил Тору и забывал её, пока не получил её от Всевышнего в подарок.

 

   Перевод слова "трума"-- пожертвование. Нам заповедано жертвовать деньгами, временем и силами ради мицвы, ради других евреев. Наши мудрецы утверждают: "Больше, чем хозяин даёт бедняку, бедняк даёт хозяину". С цдакой связана и другая мицва – маасер -- отделение десятой части доходов на благотворительные цели. Талмуд приводит пословицу: "Таасер бишвиль шетиташер" – "Отделяй десятину, чтобы разбогатеть".

 

  "Меор Эйнаим" объясняет, что смысл этого обещания не в богатстве в буквальном смысле. "Кто богат? Тот, кто доволен тем, что у него есть", – говорит Мишна в Пиркей Авот. Вокруг нас немало людей, которые много зарабатывают, имеют большие деньги, но всё равно несчастливы, сидят в минусах в банке, денег им не хватает. Но те, кто отделяют десятину от своих доходов и тратят ее на благотворительность, получают особое благословение на материальное благополучие, им хватает того, что имеют, и они получают радость от своих владений.

 

Из рассказов о праведниках

            У  Чертковского Ребе  рабби Мойше Дувида זצק''ל זי''ע было два видных хасида. Одного звали реб Аврум молчун, другого реб Менахем молчун. Все годы они хранили абсолютное молчание. И лишь на старости,  когда к ним стали обращаться люди , они немного заговорили . Но и тогда их уста открывались только для слов Торы и рассказов о праведниках. Один из них пришёл к молчанию после следующего случая. В ранней молодости во время ссоры с женой он произнёс проклятие, которое сбылось, спаси нас от такого Б-г. Хасид поехал к Ребе с вопросом, как это можно исправить. Цадик сказал: "Если ты используешь дар речи для проклятий, зачем же тебе говорить?" Этого было достаточно. Хасид замолчал, и очень надолго. В результате к старости его речь приобрела такую силу, что у него стали просить благословений. Его брахот сбывались и даже делали чудеса.

 

 

            К рабби Ноаху из Леховичей זצק''ל זי''ע пришёл баал тшува с жалобой на дурные мысли, которые не дают ему покоя. В ответ рабби рассказал притчу. Один еврей держал трактир, который приносил ему много неприятностей: грязь и  ругань, пьяные драки. В конце концов, он решил всё изменить. Продал товар, отремонтировал помещение, завёз ткани и открыл галантерейный магазин. Чисто и хорошо. Однажды поздним вечером к дверям завалилась пьяная компания из тех, кто приходили к нему раньше в трактир. Было уже поздно, но увидев, что двери заперты, они принялись стучать: "Эй, Мошка, жид проклятый, открывай, водку давай". Почему Мошка?  У них, у  жидов, всех так зовут, кто же этого не знает. А наш еврей отвечал из окна: "Всё, у Мошки водки нет, Мошка  водкой не торгует!"

            Дурные мысли могут мешать, потому что мы их  боимся: "Неужели опять?!". А на самом деле, нужно твёрдо сказать: "Всё, Мошка водкой  не торгует, лавочка закрыта. Я уже другой, и ко мне это не относится!" 

                                                                          Агит Шабос,          Яков Доктор.

Теги: Недельная глава, хасидские истории