Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Читатель Yitz спрашивает:
«Объясните, пожалуйста, что значит “оправдывать поведение других евреев в глазах Б-га”. Б-г ведь знает точно и поступки и мотивы других людей. Что же означает “оправдать” кого-то в Его глазах?
У меня был еще один похожий вопрос, может быть Вы могли бы заодно ответить и на него? Где-то приводится, что человека, который оправдывает поступки других людей (судит их “ле-каф зхут”), Свыше тоже судят “ле-каф зхут”. И мне непонятно: ведь оправдать чей-то поступок, т.е. истолковать его в положительную сторону, можно только тогда, когда мы не знаем точно его мотивы. Так какое отношение это имеет к Небесам, где все точно известно?»
Хафец Хаим пишет (Шмират аЛашон, Шаар аЗхира, гл. 2): «как человек ведет себя в этом мире, так к нему относятся на Небесах. Если он прощает и относится к окружающим с добром и милосердием, то он возбуждает наверху добро по отношению к себе, и из-за него Б-г относится милосердно ко всему миру. И так же он заслуживает того, что к нему Б-г будет относиться с милосердием и простят ему все его грехи, как сказали мудрецы: тот, кто проявляет милосердие к другим, к нему проявляют милосердие с Небес; тот, кто не настаивает на своих правах (маавир ал мидотав), прощают ему его грехи».
Как это понять? Мы знаем, что Б-г не берет взятки, иначе говоря не прощает грех ради доброго дела. За добрые дела человек получает награду, а за грех наказание. Невозможно обменять грехи на мицвот. Поэтому Хафец Хаим здесь совсем не имеет в виду, то что можно быть хорошим человеком, делать добро другим, нарушать законы Торы (например субботу) и в ус не дуть.
Здесь говорится о другом. Поступок человека имеет две составляющие (шней диним, на языке ешив): направление поступка, то есть плохой это поступок или нет, и размер, так сказать, этого поступка. Иначе говоря, плохо это или хорошо, и насколько плохо или хорошо.
Если поступок плохой, то за него полагается наказание. Какое? И когда? Например, разозлился Рабинович на Б-га, сел в машину в субботу и поехал. Что с ним будет? Попадет ли он в аварию, и насколько она будет серьезная? Или может быть, аварию попридержат наверху, чтобы Рабинович пришел домой, раскаялся и тогда вообще ее не будет. То есть, будет дан человеку шанс исправиться или нет? И даже если будет дан шанс, будут ли его сверху подталкивать к тшуве? Я, например, знаю одного человека, у которого сложилась очень непростая жизненная ситуация и он, от злости на Б-га, стал работать таксистом в субботу. Но скоро он заметил, что в субботу почти не зарабатывает. Его все время штрафовала полиция. Он даже знал, что это сверху, хотя прошло время пока он смог преодолеть это испытание (в конце концов он вернулся к Торе).
Один и тот же поступок может быть оценен со всей строгостью, или с снисходительностью. Какая будет оценка и реакция на наши поступки, во многом зависит от нас самих. Мало того, точно также как лашон ара не только возбуждает строгое отношение к тому, кто его произносит, но и к объекту лашон ара, к тому, о котором говорят, так и когда человек оправдывает других, это возбуждает хорошее отношение с Небес не только к нему, но и к другим.
Вс-вышний, как и любой отец, хочет, что мы хорошо относились к его детям и оправдывали их, то есть видели в них как можно больше хорошего. Выражение этого и называется лимуд зхут. Вот несколько примеров:
Пришел Рабинович домой. Бросил ботинки у двери. На него налетает жена, — сколько можно, как маленький ребенок, двадцать лет вместе живем, до сих пор не научился туфли на место ставить! Мало того, что домой поздно приходишь и не помогаешь, так еще и соришь!
Правильно поступает жена? Неправильно! Что должен сказать Рабинович сам себе или другим, которые присутствуют при этой сцене? Может сказать правду, — Ира, ты неправа! И вообще, к мужу так не относятся! А может сделать лимуд зхут, — у нее сейчас на работе напряженно, она очень устает, и вообще женщине стыдно, когда дома не убрано, и у нее родители все время друг на друга орали, так она привыкла и т.д. То есть может быть жена и неправа, но ее можно понять и простить, и это ее поведение нe настолько плохо.
В книге Шофтим (Судьи), гл. 6 рассказывается, как евреи были порабощены мидьянитянами и Б-г выбрал Гидона, сына Йоаша, чтобы возглавить народ и освоботить его от мидьянитянского ига. Чем Гидон заслужил это? Хафец Хаим (Шмират аЛашон, Шаар аТвуна, гл. 7) цитирует мидраш (Мидраш Танхума, Шофтим) : «говорится в Торе (Дварим, 16:18), — “вШофту эт аам мишпат цедек”, — судите народ справедливо. Сказал р. Йеуда бен р. Шалом, — чтобы склонялись к тому чтобы оправдывать (лимуд зхут) перед Вс-вышним. Откуда мы выучиваем это? Из истории Гидона, в его дни евреям было плохо и Вс-вышний искал кого-нибудь, чтобы просил за них (лимуд зхут), и не мог найти, поскольку (то) поколение было очень бедным в плане мицвот и добрых дел. Когда Гидон просил за них (лимуд зхут), тут же открылся ему ангел, как сказано (Шофтим 6:14) — “явился ему Б-г и сказал ему, иди с этой силой твоей”, — с силой того, что ты делал лимуд зхут на свое поколение».
Идея лимуд зхут — полная противоположность лашон ара. Вспомним еще раз слова р. Йоны — «тот, кто произнес лашон ара, совершил двойное (зло): причинил вред и стыд своему ближнему, а также избрал возможность обвинить его, и приговорить его, и злорадствовать над его бедой». Говоря лашон ара, мы концентрируемся на отрицательном. А лимуд зхут можно определить как выбор возможности оправдать человека и переживать из-за его страданий. Образно говоря, видя перед собой стакан в котором 50% объема заполнено водой, лашон ара — это сказать что стакан наполовину пустой, а лимуд зхут — это сказать что он наполовину полный.
Теги не заданы