Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Книга рабби Зеэва Вольфа из Житомира «Ор ха-Меир»
Что такое тьма египетская? Строго говоря — это одна из десяти казней, постигших Древний Египет в наказание за притеснения еврейских рабов. Однако в более широком смысле тьма египетская — это состояние души жестоких поработителей. Эти два объяснения не противоречат, а дополняют друг друга. Физическая тьма спустилась на египтян в наказание за то, что они наполнили свои души тьмой духовной. Понимание Торы сокрыто в науке и искусстве понимания языка ее символов. Так, например, свет и тьма в повествованиях Торы описывают как физические, так и духовные явления. И если пророки и мудрецы называли Тору добром и светом, то тьма — это символ зла… Когда наступила в Египте тьма, то сказано в Торе: «Не видели люди друг друга, и не мог никто подняться с места своего, а у всех евреев был свет в жилищах их» (Шмот, 11:23).
«Что такое тьма?» — спрашивал рабби Ицхак Меир Алтер, ребе из Гур (1789—1866), в своей книге «Хидушей ха-Рим». Погруженные во тьму «люди не видят друг друга», не ощущают страданий, не приходят друг другу на помощь и не протягивают руки для того, чтобы поднять упавшего человека. И наказание за эту тьму — «мера за меру». Тот, кто не видел страданий людей, — и его страдания не видели люди и Небеса. Тот, кто не помогал другу подняться, сам «не мог подняться с места своего»…
Удивительно красивое объяснение этого же места Торы можно найти в книге рабби Зеэва Вольфа из Житомира «Ор ха-Меир». «Я рос среди мудрецов», — говорил рабби Шимон, сын рабана Гамлиэля (Поучения отцов, 1:17). Для того чтобы человек мог духовно расти, он должен обладать умением видеть в людях их достоинства, мудрость и добрые качества души, объясняет рабби Зеэв Вольф. Тот, кто видит в окружающих лишь недостатки, не может у них учиться, потому что не может брать с них пример, и потому он так и останется на месте — «не может подняться». Потому о невидящих в других людях их достоинств сказано: «Не видели люди друг друга, и не мог никто подняться». Несмотря на тьму в душах египтян, у евреев был свет. Несмотря на жестокость египтян, евреи не очерствели: видя страдания других людей, они приходили им на помощь. После того как новорожденный Моисей оказался во дворце Фараона, сказано в Торе: «Вырос ребенок», а в следующем предложении эта мысль повторяется: «И вырос Моисей, и вышел к братьям своим, и увидел их страдания» (Шмот, 2:11). Тогда Моисей заступился за еврея, которого избивал египтянин, и вскоре возглавил борьбу евреев за освобождение из рабства.
Маленький человек видит только себя, а «большой» человек видит страдания других людей и приходит им на помощь.
Впрочем, Моисей также видел и раскрывал духовный потенциал, скрытый в душах людей. «Человек, обладающий добрым глазом, будет благословен», — прославлял царь Соломон это качество Моисея в своих Притчах (22:9). С момента рождения Моисея его имя упоминается в каждой главе Торы, кроме нашей главы «Тецаве». Баал а-Турим (1270—1343) объясняет, что Моисей заступился за евреев после греха золотого тельца: «Если Ты не простишь евреям греха, то сотри меня из Твоей книги» (Шмот, 32:32). Слово Моисея было частично исполнено в этой недельной главе, и это является предостережением всем нам относиться к словам с особой осторожностью. Между тем есть мнение, что имя Моисея не упоминается в нашей главе в награду за готовность Моисея пожертвовать собой ради народа. Имя выражает сокровенную суть человека. Проявив готовность к самопожертвованию, заступившись за евреев, Моисей поднялся так высоко, что буквы его имени не могли более вместить и выразить света его души. Впрочем, наша глава начинается с того, что Всевышний обращается к Моисею: «Ты прикажи евреям, чтобы они взяли чистое оливковое масло… и вознесли свет» (Шмот, 27:20). Моисей указал нам зажечь свет в Храме в Синайской пустыне, в котором хранились скрижали Торы. Символ сказанного состоит в том, что каждый из нас должен зажечь свет в Храме своей души, изучать Тору, сострадать людям, а также видеть их светлую сторону, открывать в них достоинства.
Теги: Тора, добрый глаз, сострадание, достоинства