Личное. Мой Египет31 марта 2011 года, Авраам Коен Совершенно не в тему, заявленную в заглавии моего блога, совсем не про землю Израиля. Очень личное. Приближается праздник Песах, праздник выхода из Египта, и сидя за праздничным столом, мы должны ощущать себя так, как будто сами тогда вышли из Египта, из рабства. И на самом деле, у каждого из нас – свой личный выход из рабства. Каждый человек считает себя эталоном нормальности, и принимает на себя – вынуждено или добровольно, нормы общества, в котором Читать дальше | |
Полной мерой (+ важное примечание)30 марта 2011 года, Рав Реувен Пятигорский На уроке коснулись нескольких тем, связанных с качеством мера за меру. Правило известно всем: как ты поступаешь с людьми, так и небо поступает с тобой. Т.е. какую меру ты взял за эталон своего поведения в том или ином эпизоде с другими людьми, той же мерой будет и тебе отвечено, когда на небесах создадут для тебя новую ситуацию. Как ты обидел – так и тебя обидят (примерно в той же форме), как ты помог – так и тебе помогут. (При этом надо знать, что если свое действие ты определяешь сам, то ответ других людей будет для тебя сконструирован свыше.) Это все элементарные вещи. А вот что не элементарно. Читать дальше | |
Тазрия, Аходеш30 марта 2011 года, Рав Яков Доктор Мидраш – это одна из самых сложных областей Торы. Понять, что скрывается за спорами наших мудрецов и что они хотели открыть нам своим рассказом, невероятно трудно. Рабби Аарон из Карлина זצק''ל זי''ע даже говорил, что Аризаль открыл нам понимание святого Зоара, но понимание Мидраша от нас до сих пор скрыто и, очевидно, станет доступно только с приходом Мошиаха. Многие хасидские комментарии представляют собой попытку приоткрыть эту тайну, с помощью знаний Кабалы они объясняют святые слова некоторых Мидрашей. Вот один из таких примеров
Читать дальше
| |
Пасхальный Пурим29 марта 2011 года, Рав Реувен Пятигорский (Из цикла "Рассказы времен Наполеона") Это случилось двести лет назад. Европу сотрясали крупные события. Во Франции, где в результате революции к власти пришли республиканцы, восходила звезда генерала Наполеона. Французские войска вошли, тесня австрийцев, в Северную Италию. Осаждались города, лилась кровь, свергались местные правители. Читать дальше | |
«Дневник полётов». Рассказ. Продолжение28 марта 2011 года, Ита Минкина «Дневник полётов». Рассказ. НачалоВ одну, еще не разрушенную им синагогу, Хаудэ однажды зашел.Пурпурное, словно нить шани, солнце вплеталось в волокна облаков. Нет, не снежно-белых, а окрашенных чем-то кроваво-красным
Читать дальше
| |
Когда, кого и как упрекать или откуда берется Алаха27 марта 2011 года, Рав Арье Лейб ПРЕДИСЛОВИЕ Читатель Racional спрашивает--"выходит что упрекать можно только очень близкого и знакомого человека, так ведь? а незнакомого человека скажем в шабат нельзя просить не работать". Очень Вам благодарен за этот вопрос, поскольку он меня заставил поглубже рассмотреть тему "мицват тохаха" (обязанности поправить другого еврея). Тем читателям, которые хотят сразу получить ответ на этот вопрос, предлагаю проскочить в самый конец статьи. Но должен вас предупредить--вы обнаружите, что правил очень много, и непонятно, откуда они взялись. Это естественно
Читать дальше
| |
Финишная прямая27 марта 2011 года, Гади Поллак
Всё. Закончил. Почти. Осталось упорядочить источники, внести в иллюстрации необходимые дополнения и изменения, проконсультироваться по некоторым вопросам с умными людьми, начать и закончить текст, сдать его на редакцию и перевод, исправить вкравшиеся ошибки, отпринтить все листы, показать их рабаним, заморочить мозги графикам и отпечатать. Всего ничего. Надеюсь, бс"д до Суккота успеем
Вот вам тизер: Читать дальше | |
«Мы спасем его для ЦАХАЛа!»25 марта 2011 года, Рав Арье (Лев) Кацин С момента моего выезда из СССР в праздник Пурим 1981 года прошло тридцать лет, и, возможно, пришло время приоткрыть некоторые тайны. Вскоре после моего исключения из Института связи, — как было указано в зачетке, «в связи с выездом в Израиль», — я получил повестку в военкомат. К тому времени я уже активно занимался изучением и преподаванием иврита и Торы в Москве и был под колпаком у КГБ. Я не удивился, что сразу получил «красную» повестку, в которой было сказано, что я уже якобы проигнорировал две повестки, и если продолжу уклоняться от службы, то меня арестуют. Что же делать? Были ребята, которые считали, что армия — это верный путь к отказу, потому предпочитали идти в тюрьму
Читать дальше
| |
Пропала книга24 марта 2011 года, Рав Реувен Пятигорский Цикл: "Законы Талмуда и наша жизнь". Тема: ответственность за чужие вещи, взятые на хранение. Об особенностях темы – чуть ниже, а пока ситуационная история, на примере которой мы посмотрим, как подходит Тора к данной проблеме. Десятилетний мальчик взял в местной (или школьной) библиотеке новую книгу. Дома, кроме мальчика, ту же книгу прочла его мама. Через две недели ребенок пошел в библиотеку, чтобы поменять ее на другую. По дороге встретил приятелей, заигрался, а когда хватился книги, то обнаружил, что она пропала. Теперь заведующая библиотекой требует от родителей ребенка вернуть стоимость книги. Обязаны ли они – согласно закону Торы – платить? Читать дальше | |
Авишаг а-Шунамит24 марта 2011 года, Александр Красильщиков (Санедрин, лист 22, 1) Провозглашает Мишна, говоря о законах еврейских царей: «…Не ездят на коне его, и не сидят на троне, и не пользуются царским жезлом, не глядят на него во время пострижения волос, и ни тогда, когда он наг, и не в купальне, как сказано: «Да поставишь ты царя над собою, дабы страх перед ним был на тебе…» «Приводит рав Яков слова раби Йоханана: Авишаг а-Шунамит разрешена Шломо /наследовавшему престол Давида/ и запрещена Адоние /сводному брату Шломо/. Разрешена Шломо, поскольку он царь, а царю позволено пользоваться жезлом /предшественника/ царя, но запрещено Адоние, ибо он простой смертный /хоть и царский родственник/…» Кто же такая Авишаг? О ней рассказывает первая книга Царей[1]: «…И царь Давид достиг дней старости, и покрывали его одеяниями, но не становилось теплей. И сказали рабы: «Да испросят господину, царю моему, юную отроковицу, и да предстанет перед царём и будет утеплением и уляжется под бок и станет грелкой господину, царю моему. И искали красивую девушку во всех пределах Израиля, и нашли Авишаг а-Шунамит, и доставили царю. А девушка бесподобно красива, и стала ему утеплением и обслуживала его, а царь её не познал…» Продолжает Гемара: «Сказала Авишаг: пусть бы мы поженились
Читать дальше
|