Диалог. Первое доказательство9 января 2011 года, Гади Поллак Вчера я вернулся домой, полный решимости жить по-научному (чтобы убедить Вас, Изя, что ничто научное нам не чуждо). Когда я доел ни с чем не сравнимый салат «оливье» (Вы помните, Изя, что я его ем каждый шабат?) и направился прилечь, моя жена поинтересовалась: «Почему ты не поблагодарил меня, как обычно?» — я удивился: «За что благодарить?» — «За “оливье”, который я тебе приготовила». Такого антинаучного подхода я не выдержал: Читать дальше | |
Плач и клятва царей. Нахаль Давид9 января 2011 года, Авраам Коен Нахаль в переводе с иврита – горный ручей, точнее – русло ущелья, которые здесь, на Мертвом море, большую часть года сухие. "Ущелье Давида" – так называется национальный природный заповедник в Эйн Геди, про древнюю синагогу которого я писал в прошлый раз. А Эйн Геди в переводе с иврита – Источник коз, или Родник козленка. Этот рогатый стал даже графическим символом всех природных парков Израиля. Действительно, здесь козлы повсюду, ни проходу, ни проезду не дают: Читать дальше | |
Сила в слабости5 января 2011 года, Рав Арье (Лев) Кацин – Я не нуждаюсь ни в чьей поддержке, — сказал мне знакомый, отвечая на мое предложение о помощи. — Я и сам уже много лет безуспешно пытаюсь себе помочь...Почему мы отказываемся от помощи, от протянутой руки, несмотря на то, что остро в ней нуждаемся? Для того чтобы принять помощь, требуется сила — нужно признать собственную слабость
Читать дальше
| |
Бо4 января 2011 года, Рав Яков Доктор С Десятью египетскими казнями связан один из самых известных споров в еврейской мысли. Рамбам в "Законах тшувы" устанавливает, что, поскольку человек обладает полной свободой выбора между добром и злом и Б-г не решает за него, как поступить, то каждый несёт полную ответственность за свои поступки. И если он жил неправильно, согрешил, необходимо раскаяться, просить у Всевышнего прощения и принять решение, и пообещать больше так не делать. В Торе есть несколько мест, которые, на первый взгляд, противоречат этому принципу. Их приводит сам Рамбам
Читать дальше
| |
Несколько необязательных соображений по поводу существования Всевышнего4 января 2011 года, Рав Реувен Пятигорский Можно было бы мне и удержаться от написания этой заметки. Но просто подумалось: если есть некоторый, пусть незначительный шанс, что я кому-то что-то объясню, то почему не объяснить? Читать дальше | |
Подруга юности (1)3 января 2011 года, Александр Красильщиков (Санедрин,24,1) «Сказал раби Элиэзер: всякий, кто разводится с первой женой – даже жертвенник испускает по нему слёзы, как сказано /Малахи, 2, 13/: «И вот второе, что вы сделаете, – покрывает жертвенник Всевышнего влага от слёз и стенаний, ибо нет более стремления к дару вашему, и нет желания принимать из рук ваших, – и скажете вы: за что? – За то, что свидетельствовал Г-сподь между тобой и супругой юности твоей, которую ты предал, а она подруга твоя, жена Завета твоего….» Какое отношение имеет жертвенник к разводу? Прямая связь существует: развод уменьшает поток особых жертв, приносимых женщиной по окончании месячных и родовых циклов. Связь более возвышенная в том, что Адам и Хава – первые супруги – были сотворены одной плотью с двумя сущностями – мужской и женской. Материал для создания их общей физической оболочки был взят из того места, где впоследствии воздвигли жертвенник. Предающий подругу юности, расстающийся с нею – нарушает эту мистическую связь, как бы повреждая основания жертвенника, из которого мужчина и женщина были сотворены изначально…[1]Существенно в этом ещё и то, что сам Всевышний свидетельствует: наиболее распространённый повод для развода – подозрение в измене, - как правило, надуман и ложен
Читать дальше
| |
Мудрецы бывают разные3 января 2011 года, Рав Реувен Пятигорский Сегодня заглянул в свой блог - просмотреть комментарии. И что вижу? Сверху приведена сентенция (как на всех страницах нашего сайта Толдот.ру). На этот раз отменная фраза. Прочел - и сразу пришел в отличное настроение
Читать дальше
| |
Диалог, вопрос первый2 января 2011 года, Гади Поллак
Итак, приступим, бс"д. Просьба читать внимательно, повторения не будет
Если рассуждать логически (а только так мы и договорились рассуждать) - нет никакой причины "поверить" в реальность, существование которой не доказано. Поэтому, чтобы ответить на вопрос "в чем смысл?" - сначала нужно доказать, что смысл вообще есть. Но еще до того, как мы возьмемся доказывать "теорему смысла" - мы должны доказать существование Творца (т.к. только "изготовитель" может вложить этот самый смысл). А так как мы обязались ничего не принимать на веру (п.5 наших Правил) - то первым вопросом, который мы должны выяснить, будет вопрос:
"Существует ли Творец?" Читать дальше | |
Гора Кармель31 декабря 2010 года, Арье Парнис Последние трагические события вернули наше национальное сознание к горе Кармель, к месту, которое уже с древних времен стало символом верности в наследии нашего народа. Говоря о прошлом можно сожалеть, можно с ностальгией вздыхать, однако в еврейской традиции исторический рассказ становится не просто воспоминанием, а служит пробуждению духовной силы и заложенного в древности потенциала. Ведь Земля Израиля сочетает в себе и прошлое и настоящее, и будущее, ведь о ней сказано: «непрестанно глаза Господа, Б-га твоего, на ней от начала года и до конца года». (Дварим 11,12).Местоположение и природная красота горы Кармель превратила ее в одно из любимых мест семейного отдыха и пеших прогулок для многих израильтян
Читать дальше
| |
Можно ли добиться успеха обманом?30 декабря 2010 года, Рав Арье (Лев) Кацин – Можно ли обманом добиться успеха? — спросил я недавно молодых русскоязычных евреев, аудиторию около двухсот человек, среди которых были студенты колледжей, бизнесмены, юристы, врачи. Мнения разделились. Руки подняли половина присутствующих — те, которые посчитали, что человек может добиться успеха обманом. Итак, в чем опасность лжи? Полиция может поймать вора? Но ведь ловят не всех. Стыдно будет, если ложь вскроется? А что, если тайное так и не станет явным? Или, может быть лжец, потеряет уважение сам к себе? Впрочем, обманывая других, лжец обманывает себя, начиная верить в собственную ложь
Читать дальше
|