Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
«А ты прикажи сынам Израиля…» — Баал Атурим обращает внимание на то, что в этой главе ни разу не упоминается имя Моше Рабейну.
Моше является нашим учителем, всю Тору мы получили через него, поэтому его имя, начиная с рассказа о его рождении, неизменно присутствует в каждом отрывке Торы. Исключением из этого правила является только Книга Дварим, которая была сказана по инициативе Моше. Рассказ ведётся от первого лица и поэтому есть места, где его имя не упоминается. Но в остальной Торе имя Моше присутствует всегда, кроме нашей недельной главы. Почему?
Баал Атурим объясняет, что есть правило «Проклятье мудреца всегда сбывается, даже если оно дано с условием и это условие не исполнилось». В данном случае проклятие сбылось на самом Моше. Поскольку, уговаривая Всевышнего простить нашему народу грех золотого тельца, он произнёс «А если нет, сотри меня из Книги Своей», его имя действительно стёрто из целой недельной главы — главы «Тецаве». Интересно ,что наш календарь устроен таким образом, что эта глава всегда читается именно в неделю, на которую приходится 7 Адара, день смерти Моше Рабейну. Но у этого явления есть и другое объяснение.
Меор Эйнаим объясняет, что в Торе есть корни душ всех евреев. Чтобы прилепиться к своему корню, человеку необходимо работать над Торой, учиться в полную свою силу. Это имели в виду наши мудрецы, говоря: «Берешит — для Торы, который называется решит», и для Израиля, который тоже называется «решит». Весь мир создан для Израиля и для Торы. Зоар говорит, что Всевышний и Тора едины. Мир сотворён посредством Торы. Как известно из Кабалы, творение миров стало возможным только с помощью «цимцума» — постепенного поэтапного сокрытия и уменьшения Б-жественного присутствия до уровня каждого из миров, чтобы они могли безопасно для себя, на своём уровне, воспринимать этот свет. Тора и является этим цимцумом, мерой, в рамках которой сокрыт бесконечный Б-жественный свет. Её законы представляют собой конкретные цифры, размеры и формы, её Книги — это конечное, определённое количество букв и знаков. Вначале Б-г создал Тору с её формами, границами и принципами, для каждого мира на его уровне сокрытия, а затем, в качестве ее проекции, создал миры. Когда евреи изучают Тору, они соединяют свои души с Творцом. Известно, что Моше — это Даат всего Израиля. То реальное место, которое Всевышний занимает в жизни и сознании еврея, зависит от влияния Моше.
Талмуд сообщает, что злодей Аман бросал жребий на какой месяц лучше назначить дату истребления нашего народа. Когда жребий пал на Адар, он очень обрадовался, так как знал, что это месяц смерти Моше, когда связь евреев со Всевышним ослабевает. И не знал он, говорит Талмуд, что 7 Адара это ещё и день рождения Моше. Действительно, Моше ушёл из этого мира, но душа его, сила его Даат, находится среди нас, скрытая в его Торе. В этом смысл ошибки Амана. Изучая Тору, работая над ней, и сегодня можно достичь истинного Даат, Даат Моше.
«А ты прикажи (тецаве) сынам Израиля» — слово «тецаве» означает «прикажи», но оно же означает и «присоединись» («תצוה» от корня «צוותא» — вместе). «А ты прикажи сынам Израиля» — то есть присоединись к сынам Израиля через изучение Б-жественной Торы.
Есть и другие случаи исчезновения ключевых слов в Торе. Кожнице Магид זצק""ל זי""ע обращает внимание на то, что Четырехбуквенного Имени Всевышнего, встречающегося во всей Торе, нет в главах «Микец», «Ваигаш» и «Ваихи» в Книге Берешит, оно возвращается только во фразе «На спасение Твоё надеюсь, Г-споди». Связано это с тем, что со снов фараона в главе «Микец» начинается рассказ о галуте в Египте — и потому Имя, показывающее Милосердие Творца, исчезает. Мы встречаем его лишь во фразе, которая является пророчеством Якова о Геуле.
Ор Ахаим объясняет, что Моше Рабейну обладал властью царя. И получил он ее именно через это повеление Всевышнего: «А ты прикажи».
Из рассказов о праведниках
28 Швата юрцайт рабби Менахема Нухема из Рахмистривки זצק""ל זי""ע. Сын рабби Йоханана из Рахмистривки זצק""ל זי""ע, внук Магида из Чернобыля זצק""ל זי""ע. В годы гражданской войны он вынужден был покинуть родной город и нашёл убежище вместе с семьёй в городе Николаеве. В 1926 году добился разрешения на выезд в Палестину, и последние годы его жизни прошли в Иерушалаиме. Он много помогал людям, спасал, давал благословения на излечение, парнасу, шидух, его брахот сбывались. Один еврей, Ноах Эпштейн, рассказывал, что всю жизнь он еле сводил концы с концами, покупал рыбу и продавал её по домам. Однажды в Иерушалаиме открылся крупный рыбный магазин «Мелех дагим», и парнаса этого еврея оказалась под угрозой. В ответ на жалобу Эпштейна Ребе предложил ему стать его компаньоном. «Денег мне от тебя не надо, — сказал он, — компаньонство наше будет заключаться в том, что каждую неделю ты будешь приходить ко мне в начале недели, и я буду тебе говорить, какого вида рыбу и сколько тебе нужно купить». В результате такого союза, дела этого еврея пошли в гору, он разбогател и даже стал владельцем двух рыбных магазинов: одного на рынке Махане Иеуда, а другого — в Меа Шеарим.
Рабби Нухемче рассказывал множество интересных историй. Эти рассказы являлись для него служением, с их помощью он влиял на действительность. Однажды в период больших арабских праздников над евреями Старого города нависла угроза погрома. Все признаки того, что это произойдёт в пятницу, после массовой молитвы на Храмовой Горе, были налицо, и евреи Старого города стали его покидать. Один из них пришёл к Ребе посоветоваться, что ему делать. В ответ рабби Менахем рассказал о случае в Рахмистривке. Готовясь к погрому, часть погромщиков спрятались в засаде, в пещере. А ночью поднялась сильная буря, хлынул дождь, началось наводнение. Погромщики в пещере утонули, и погром не состоялся. После этого рассказа точно так же произошло и в Иерушалаиме. Утро пятницы было ясным и солнечным. Но к полудню, когда заканчивалась молитва на Храмовой Горе, вдруг поднялась буря, гром, молнии, ураганный ветер и сильный дождь с градом. Вместо погрома все арабы разбежались по домам.
Рабби Нухемче очень любил повторять следующую историю, которую есть смысл рассказать ещё раз. Один простой еврей хотел провести Пасхальный Сейдер, но не знал, как это сделать, по причине малограмотности. «Не беда, — сказала его жена, — я достану Агаду с тайчем, переводом на идиш, и мы сможем провести Сейдер». Во время Сейдера хозяин начал читать Агаду и вдруг заплакал. «Что случилось?» — спросила жена. «Ой, тут написан страшный приговор, в будущем году мы будем изгнаны в Палестину», — сказал он. «Не беда, — успокоила его жена, — на то у нас есть “агитер идн”, праведники, они отменят любые дурные приговоры, которые нависли над нами».
Это было тогда, — говорил рабби Нухемче, — но сейчас даже гитер идн уже согласны, что пора уже галуту закончиться, пора уже Мошиаху, наконец, прийти!
Агит Шабос, Яков Доктор.
Теги: Недельная глава, хасидские истории