Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил Рова: если человек проявляет три качества — милосердие, стыдливость и добродетельность, то очевидно, что он — из потомков Авраама»Вавилонский Талмуд, Йевамот 79а

О контрцикличном регулировании учетной ставки, победе Трампа, и о нас

Отложить Отложено

Хотелось бы попросить у читателей прощения за длительное отсутствие.  Сначала нужно было закончить один проект, потом пошли праздники и всякие семейные события.  Но теперь можно вернутья к нашему блогу.

Как известно, экономика развивается циклично.  Спрос побуждает бизнес наращивать предложение, нанимать новых рабочих, строить новые производственные мощности, занимать деньги у банков под будущую прибыль.  Это, в свою очередь, усиливает спрос, поскольку появляется больше денег у рабочих и больше прибыли у бизнеса.  В свою очередь, увеличившийся спрос стимулирует развитие производства – и так далее.  Экономика бурно развивается, банки раздают кредиты направо и налево, у всех много денег, и вечное процветание не за горами.  Однако, неожиданно для массы людей, хотя ожидаемо для экономистов, спрос перестает расти, предложения слишком много, произведенные товары лежат на складах, долги банкам выплачивать трудно, банки лопаются или перестают выдавать кредиты, рабочих массово увольняют, заводы закрывают, бизнес банкротится и наступает депрессия.  В конце концов, и она заканчивается, начинается бурный восстановительный рост и цикл повторяется. 

Такие американские горки, где захватывающий взлет сменяется ужасающим падением и наоборот, очень плохо отзывается на нервах обществa и порождает политическую и общественную нестабильность.  Поэтому человечество, а точнее бней-Эсав, придумали "countercyclical monetary policy"--контрцикличное регулирование.  Идея в том, чтобы сгладить эти процессы и заменить бурный рост и не менее бурное падение, постепенным ростом и мягким сжатием экономики.  Когда Центробанк видит, что экономика растет слишком быстро, то поднимается учетная ставка, кредиты в банках становятся дороже и экономика замедляется.  Когда Центробанк видит, что экономика начинает переживать трудные времена, то, наоборот, учетная ставка снижается, часто вплоть до нуля, и возможность брать практически беспроцентный кредит стимулирует экономику.

В результате, вместо бурного роста по 6-10% в течение нескольких лет, а потом депрессии и падении экономики на 6-10%, – рост небольшой, 1-3% в год, на зато и падение тоже мягкое, минус 1-3%.

Это все интересно, скажет читатель, но у нас тут не блог по экономической теории.  Да, совершенно верно.  Но вот что интересно, цикличность в поведении, описанная выше, также описывается в наших книгах по отношению к духовному состоянию отдельного человека и общества в целом.

Применимо к обществу это описывается в книге Шофтим (2:11-20):

И стали сыны Исраэйля делать злое пред очами Г-спода, и служили Баалам.  И оставили они Г-спода, Б-га отцов своих, выведшего их из земли Египетской, и последовали за Б-гами другими, из божеств народов, которые вокруг них; и поклонялись им, и гневили Г-спода,  И оставили они Г-спода, и служили Баалу и Аштортам.  И воспылал гнев Господень на Исраэйля, и предал Он их в руки грабителей, и они грабили их; и предал их в руки врагов их, окружавших их; и не могли они больше устоять пред врагами своими.  Повсюду, куда они выходили, рука Г-сподня была во зло им, как предсказал Г-сподь и как клялся Г-сподь им. И стало им очень плохо.  И поставил Господь судей, и они спасали их от рук грабителей их. Но и судей своих они не слушали, ибо ходили блудно вслед за другими Б-гами и поклонялись им; скоро уклонились они от пути, которым шли отцы их, исполняя заповеди Господни. Они так не поступали.  И когда поставил им Г-сподь судей, то Сам Г-сподь был с судьею и спасал их от руки врагов их, доколе был жив судья, ибо жалел их Г-сподь из-за стонов их от угнетавших и притеснявших их.  Но лишь только умирал судья, они опять развращались хуже отцов своих, следуя за иными божествами, служа им и поклоняясь им; не уступали ни в чем проступкам (родителей) своих и (не отступали) от строптивого пути их.  И воспылал гнев Г-сподень на Исраэйль, и сказал Он: за то что преступил народ этот завет Мой, который Я установил с отцами их, и не слушали гласа Моего, 

А применимо к отдельному человеку – в Талмуде (Недарим 55а): что имеется ввиду (Бамидбар 21:8-10), когда написано «из пустыни в Матана (букв. подарок), а из Матаны в Нахлиель (букв. наследие Б-га), а из Нахлиель в Бамот (букв. возвышение)».

Раз человек сделал из себя пустыню и стал доступен всем (для обучения их Торе), Тора дана ему в подарок (Матана).  А раз она дана ему в подарок, то это наследие Б-га (Нахлиель).  А раз у него есть наследие Б-га, он становится великим (Бамот).  Но если он поднялся в своих глазах, Всевышний его принижает, как говорится из Бамот (букв. возвышение) в Гай (букв. долина), и не только это, а погружают его в землю, как написано, и смотрит он на поверхность опустошения (пней-аъишимон).  А если он возвращается (обратно к скромности), Всевышний его возвышает, как говорится, все долины вознесутся.

Тот же самый цикл: человеку дается успех сверху, это приводит его к гордыне и к самоуверенности, что, в свою очередь, приводит к провалу и падению, а это приводит к тому, что человек обращается в смирение к Всевышнему, который возвращает ему браху.  И это не одноразовое явление, эти циклы могут повторяться веками, как мы видим из книги Шофтим.  

Что же делать?  Более того, надо заметить, что проблема существует не только на взлете, но и в падении.  Точно также, как успех неизбежно порождает самоуверенность, так и падение порождает отчаяние и уныние, которые могут не побудить к тшуве, а парализовать волю человека и привести его к чувству, что он покинут Б-гом и безразличен Ему, и даже молиться о помощи он не будет.  Кроме того, просить чудеса гораздо труднее, чем просить у Всевышнего браху (то, что неевреи называют удачей).  И если человек отчаивается и думает, что только чудо его спасет, то он может и не молиться вообще.

Вот тут-то нам и поможет контрцикличное регулирование.  Человеку необходимо знать, в какой точке этого духовно-экономическом цикла он находится, и действовать в противоположном направлении.  Когда все великолепно и все удается, то нужно напоминать себе, что это не я, а браха свыше, что я всего лишь приготовил сосуд, в который Всевышний может эту браху залить.  Такой пример мы находим в Талмуде (Хулин 89а): сказал Всевышний: вы дети мои, и Я люблю вас, поскольку даже когда Я даю вам величие, вы уменьшаете себя передо Мной.  Я дал величие Аврааму, а он сказал: «я пыль и прах», Я дал величие Моше и Арону, а они сказали: «а мы что?», Я дал величие Давиду, а он сказал: «я червь, а не человек». 

Когда всё плохо, и нас преследует неудача, то нужно говорить себе, что это сверху, что я, тем не менее, не потерял способность к успеху,  и нужно продолжать действовать в соответствии со своим долгом.  А провал и неуспех – это либо побуждение к тшуве, либо капара (искупление) с Небес, либо даже не наказание, а часть плана Всевышнего, который я не понимаю. Но в любом случае, я не лузер, не беспомощный и не никчемный. А раз так, то нужно продолжать действовать. 

Пример такого контрцикличного поведения мы находим в Танахе (Шмуель 1:15:17-30), где проблемы, с которыми сталкивается царь Шауль, на порядок хуже, чем обычные житейские неурядицы. Царь Шауль не выполняет приказ Б-га, и пророк Шмуэль объясняет ему, что он, Шауль, опротивел Б-гу как царь Израиля, и поэтому он будет смещен.  Для Шауля, вся жизнь которого – служение Всевышнему, это страшный удар.  Он провалил свою миссию, и это не домыслы, а буквальное слово Б-га.  И Шауль, отличающийся до этого исключительной скромностью, неожиданно просит Шмуэля: уважь меня перед народом и старейшинами. Рав Хаим Шмулевич объяснял это тем, что Шаулю необходимо было сохранить чувство достоинства и не впасть в отчаяние.  На данный момент он оставался в должности царя, и должен был выполнять свой долг.  И для этого ему нужно было почувствовать себя царем, а не отвергнутым, провалившимся простолюдином.

Какое отношение имеет это к нам и к победе Трампа?  Прямое.  Человеку, особенно в мире современных СМИ, которые раздувают все события вне всякой пропорции, необходимо сохранять трезвость мышления.  Когда что-то плохо – это не катастрофа.  Когда все хорошо – это не приход Машиаха и начало безоблачной жизни. 

Вот вам пример. 6 октября 2023 года у Израиля, как считалось, была первоклассно подготовленная армия и спецслужбы.  8 октября 2023 года армия оказалась некомпетентной, неумелой и неподготовленной, а спецслужбы "расписались в полном неумении", как сказал поэт.  К 8 октября 2024 года армия кажется компетентной, сильной и способной, даже Тегеран бомбит, а спецслужбы взрывают пейджеры, действуют в Иране как у себя дома, и вообще краса и гордость.  Это то, что вы видите в СМИ.  А на самом деле, это все одни и те же люди, с тем же оснащением и с тем же руководством.  Что же изменилось?  Высокомерие и самоуверенность сменились осознанием своей ограниченности, и отсутствие помощи с Небес сменилось, соответственно, на большое количество этой помощи.

Поэтому хвастливое «мы сейчас всем покажем, даже молиться не надо» больше года назад, да и сейчас, было неправильным и неуместным, но также «все пропало, у нас ничего нет, мы ничего не можем» меньше года назад тоже было неправильным и неуместным. 

А теперь к победе Трампа.  Многие (исхожу из личного общения с разными людьми) считали, что победа Харрис будет катастрофой для Израиля, а при Трампе все будет классно и Израиль заживет. И действительно, победа Трампа и произраильских сил на американских выборах – это хорошо.  Но думать, что всё, можно расслабиться, Трамп все для нас сделает, или, хотя бы, не будет мешать, – тоже неверно.  Может быть, так оно и будет, но впадать в благодушие и надеяться на Трампа  – лучший способ это благодушие подорвать и сменить надежды разочарованием, как пишет Ховот аЛевавот (Шаар аБитахон, гл. 4).  Поэтому нужно применить контрцикличное регулирование.  Сказать спасибо за избрание Трампа, объяснить себе, что не Трампом единым живет Израиль, и продолжать учить Тору, молиться и делать добрые дела, чтобы духовно помочь тем, кто другой помощи оказать не может.  А тем, кто напрямую вовлечен в обеспечение безопасности Израиля и еврейского народа – продолжать как раньше, с тем же усердием. 

 

Теги: Тора, Мусар, США, Танах, Политика, америка, Битахон, Трамп, выборы