Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил Рова: если человек проявляет три качества — милосердие, стыдливость и добродетельность, то очевидно, что он — из потомков Авраама»Вавилонский Талмуд, Йевамот 79а

Ответ на хешванский штикл

Отложить Отложено

 

Несколько наших читателей почти вплотную приблизились к правильному ответу (а р. Fain даже привел несколько готовых ответов из мидрашим), но источник, на основании которого можно вычислить собственный ответ, как это было обусловлено в задаче, не указал никто.

Итак, ответ: 

Гмара в трактате Ктубот 3б упоминает о некой опасности, в результате которой был отменён обычай устраивать свадьбы по средам. Гмара спрашивает: о какой опасности идет речь? Раба (один из амораим) отвечает: после того, как римские власти приняли постановление, что девственница, которая выходит замуж в среду, должна перед уединением с мужем предстать перед эгмоном (римским наместником), то есть, ввели «право первой ночи», многие девушки предпочитали умереть, но не идти к эгмону. Спрашивает гмара: это не опасность, это онес (принуждение), в таком случае невеста не запрещена своему мужу, поэтому нет необходимости жертвовать собой. Отвечает гмара: среди невест было много скромных девушек, которые предпочитали умереть, но не выполнять постановление римлян. Спрашивает гмара: в таком случае мудрецы должны были публично объявить, что принуждение не влечет за собой запрет жены для мужа. Отвечает гмара: есть девушки более склонные к легкому поведению и есть невесты коэнов, в обоих этих случаях жена будет запрещена мужу, поэтому мудрецы, вместо того, чтобы публично объявить о том, что женщина, подвергшаяся насилию, не запрещена мужу, перенесли все свадьбы на другой день недели (чтобы эгмон не знал, когда ему ждать еврейских торжеств). 

Тосфот обсуждают слова гмары о том, что насилие не ведет к запрету, и приводят контраргументы о том, что это один из трех запретов, которые нельзя нарушать даже при угрозе для жизни, а также, что это хилуль аШем, после чего отвечают на эти вопросы, объясняя, почему мудрецы были правы в том, что вместо того, чтобы помешать девушкам пожертвовать собой, просто перенесли дни свадьбы на другой день недели.

Авром, зная свою жену, понимает, как она поступит в случае, если ее заберут египтяне. И он объясняет ей, что ни одно из приведенных выше оправданий (пруцот, коанот, гилуй арайот или хилуль аШем) ей не поможет, и она не сможет пожертвовать своей жизнью. Потому что после того, как его убьют, она станет свободной (незамужней) женщиной, и тем самым его смерть приведет к тому, что ей придется остаться в живых, даже против своей воли. Именно поэтому он предлагает ей назваться его сестрой, а он позаботится о том, чтобы назначить за нее такую цену, которую ни один египтянин не осилит. На тот момент он не мог предположить, что ее возьмут к фараону, чьи финансовые возможности были неограниченны.

 

Большое спасибо всем, кто участвовал и наблюдал.

 

P.S. Закончил работу над новой книгой. Теперь, как обычно, редактирование текста, графика, коррекция и подготовка к печати. Вот вам форзац:

Теги не заданы