Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши. Издательство Швут Ами

Оглавление

— Здравствуйте, здравствуйте! — обрадовался моему появлению учитель. — Разрешите представиться: Гончаров Николай Ефимович. Садитесь, пожалуйста, — и он указал мне на лавку, что стояла перед его домом.

Гончарову было около сорока, а потому первым делом он счел необходимым объяснить, почему находится здесь, а не на фронте.

— Видите ли, я уже несколько раз обращался в военкомат, — говорил учитель чуть не извиняющимся тоном, — но меня не хотят брать в армию. Еще в юности в результате несчастного случая я получил увечье, и вот…

— Простите, — перебил я, — нет ли у вас лишнего учебника по русскому языку? Я бы хотел позаниматься.

— Да-да, конечно. Пойдемте в дом.

Обстановка — верней, ее почти полное отсутствие — ничем не отличалась от той, что была в избе у Раскиных. За исключением разве того, что в углу вместо иконы висела полка, полная книг. При виде этого богатства, хотя ни одной книжки на русском я бы все равно прочитать не смог, у меня потеплело внутри. Гончаров перехватил мой жадный взгляд:

— Знаю-знаю, вы известные книжники!

— Кто «вы»? — не понял я.

— Ну вы! Разве нет? Глянули б сейчас на себя со стороны: так смотреть на книги может лишь тот, кто после долгой разлуки нашел своих братьев.

Свое «вы» он, несомненно, адресовал не лично мне, а имел в виду евреев и, похоже, в положительном смысле. Хотя… Раз на стене нет иконы, значит,этот человек, что называется, неподвержен «опиуму для народа» и моя религиозность ему будет откровенно враждебна.

— Как вы узнали, что я еврей? Заметили мои рога?

Он рассмеялся:

— Да нет, их совсем не видно, и хвост надежно спрятан. Но у нас в деревне каждый ребенок уже знает, что вы еврей. Все только и говорят, что про еврея-иностранца. Еще несколько дней назад, когда Гитлер напал на нашу страну, все говорили исключительно о войне, а теперь — о вас.

У меня отлегло от сердца. Этот человек явно не питал ненависти к евреям, по крайней мере, не в той степени, как некоторые другие.

— Да, Николай Ефимович, книги я и вправду очень люблю. Все бы отдал, чтобы перечитать вашу библиотеку, но для этого я пока недостаточно владею русским. Моих знаний хватает только, чтобы поддерживать разговор. А вот до Пушкина, Лермонтова, Толстого, Горького мне еще очень далеко.

Нетрудно было разглядеть, как рад учитель найти в этом безбрежном океане бескультурья родную душу.

— Не огорчайтесь, я вам и учебник подберу, и сам буду рад с вами позаниматься, — поспешил успокоить меня Гончаров. — А почему бы, кстати, вам не поужинать сегодня с нами? — Но пока я подыскивал ответ, он сам же и передумал: — Нет, давайте лучше перенесем этот ужин на завтра. Сегодня жена доит колхозных коров и вернется поздно.

Я засомневался: соглашаться ли на это приглашение? А вдруг у них завтра будет на ужин мясо? Мой собеседник мгновенно уловил мою настороженность:

— Свинины не будет, это я вам обещаю. Ведь евреи, насколько мне известно, не едят свинину. Так что будет только молочное.

— Встретимся завтра вечером, после захода солнца, — сказал я на прощание и, тут же подумав, как это непривычно звучит для меня самого, невольно фыркнул. Пришлось извиниться: — Простите, но я родился в городе и привык всю жизнь распределять по часам и минутам, а тут видите, как быстро научился думать по-деревенски!

…Наутро все тело у меня словно одеревенело. То ли из-за соломенного тюфяка, то ли от вчерашней непривычной работы. Я кинулся в баню, надел тфилин и стал молиться. Сначала я поблагодарил Б-га за то, что Он даровал мне этот оазис под названием Коробка, а затем принялся просить, чтобы Г-сподь проявил милосердие и защитил моих родных в Ломже; при этом у меня сами собой навернулись на глаза слезы.

— Хаим! Хаим! Цып-ципа-ципа! Хаим! Хаим!

Не успев смахнуть слезы, я улыбнулся: это старуха одновременно звала и меня, и кур…

Моя деревенская жизнь понемногу вошла в колею. По­чти каждый вечер после ужина я отправлялся к Гончарову. Благодаря его доброте и терпению, я довольно скоро способен был уже вполне прилично читать и понимать те книги, которые он мне давал.

Немало мне помогло и то, что собственную учебу я превратил в общественно-полезное дело: перед ежевечерним визитом к учителю я прочитывал безграмотным старикам свежую газету. Впрочем, «Правда» и «Известия» описывали ход военных событий весьма смутно, но я быстро выучился читать и между строк. Так, если в сводке «Совинформбюро» сообщалось, что «рядовой Владимир Иванович Герасимов, защищая железнодорожную станцию “Смоленск”, один подорвал три вражеских танка и убил сорок восемь фашистских гадов», то нетрудно было догадаться: гитлеровцы уже под Смоленском, но сам город еще в руках русских. Любой, хоть мало-мальски знакомый с географией, понимал: немецкая армия успешно завоевывает крупнейшую в мире страну. Но вот понимают ли это мои слушатели, я не знал. Они никогда не обсуждали тяжесть потерь и поражений, по крайней мере, в моем присутствии. Лишь когда я частенько натыкался на слово, значения которого не знал, кто-нибудь из моих слушателей растолковывал мне его смысл.

Со своей стороны, я тоже никак не комментировал прочитанное. Ни словом, ни даже интонацией не выдавал я своего отношения к тому, что газеты всякое новое поражение Красной Армии превращают в победу и непременно «под руководством великого Сталина». Это выражение обязательно встречалось в любой статье на военную тему трижды: в начале, в середине и в конце. Вообще же военным событиям в газетах отводилась половина первой полосы. Но ни строки об отступлениях, только о героизме солдат и командиров. На последней полосе печатались за­рубежные новости. Что касается разворотов, то они большей частью представляли собой сплошной набор пропагандистских штампов, превозносящих социализм. Отчеты об убийствах, грабежах и несчастных случаях отсутствовали; возможно, по той простой причине, что подобные вещи не могут происходить при социализме.

Короче, это чтение газет шло мне на пользу во многом: с одной стороны, я буквально на глазах совершенствовался в русском языке, а с другой — постоянно был в курсе всех мировых событий.

Очень скоро мы с учителем сблизились настолько, что в разговорах со мной он стал даже более откровенен, чем с женой. Как-то раз Гончаров признался, что наши встречи для него сущая находка, потому что, во-первых, я еще не обработан официальной пропагандой, во-вторых, собираюсь после войны уехать из России, а следовательно, не побегу доносить, и, наконец, в-третьих, у него теперь появился человек, которому можно излить все, что накопилось в душе за долгие предвоенные годы.

Именно в доме Гончаровых я стал свидетелем того, насколько глубоко въелась в русских подозрительность, воспитанная режимом. В этой стране страх испытывали даже перед собственной женой. Однажды в присутствии учителя и его жены Евгении я рассказал о своем визите к райвоенкому и отказе принять меня, западника, на военную службу.

— Вот он я, готовый воевать с фашизмом, горящий желанием надеть солдатскую форму, — жаловался я Гончаровым. — Возможно, у меня другие причины сражаться с Гитлером, не такие, как у советских людей, которые борются за Россию, за Сталина, за советскую власть. Но разве в этом дело? Ведь ненависть у нас к одному и тому же врагу! Я еврей, гражданин Польши, и я хочу отомстить немцам за все, что они сделали с моей страной и с моими близкими. Так почему же меня держат здесь, не пускают на фронт?

Учитель поспешно схватил меня за руку и, подмигнув, как бы невзначай предложил выйти на двор, подышать свежим воздухом.

— Ты можешь доверять мне так же, как я тебе доверяю, — сказал он, едва мы оказались на крыльце. — Но с моей женой будь поосторожней. Она комсомолка, слепо верит Сталину, партии, и, кто знает, не покажется ли ей дружеская жалоба контрреволюционной агитацией? У ком­сомольцев малейшая критика — это уже подрывная деятельность: антисталинская, антипартийная, контрреволюционная… — Гончаров глубоко вздохнул. — Ты здесь чужак, и, кто тебя разберет, неровен час имеешь шпионское задание. Я-то человек здравомыслящий, понимаю, что шпионам в нашей глухомани делать нечего, но комсомоль­цам, вроде моей жены, повсюду мерещится что-то подозрительное. Вот, к примеру, что ты каждое утро делаешь в бане? Может, у тебя там рация? Я-то, само собой, этого не думаю, но комсомольцы уже интересуются. Небось, ты и не подозревал, что за тобой следят? А между тем это так, и пусть тебя это не удивляет.

«Удивляет»? Да я был просто ошеломлен столь неожиданным сообщением!

В этот момент, держа на руках ребенка, из дома вышла Евгения и села рядом со мной на скамейку. Я немного отодвинулся. Она — комсомолка, а я — подозреваемая личность… Внезапно меня охватил ужас.

— Ты, Хаим, просто молодец! — мгновенно переменил тему Гончаров. — В русском ты уже добился больших успехов.

И он завел разговор на самые отвлеченные темы, пока жена не ушла к соседке. С ее уходом мой новый друг тут же вернулся к тому, на чем она нас прервала.

— Запомни раз и навсегда: за любую ошибку, за малейшую неудачу — будь это поражение на фронте или та­кой пустяк, как дохлая курица на колхозной ферме — ко­му-то придется расплачиваться. Уж кого-кого, но козла от­пущения всегда найдут. А ведь дела на фронте идут из рук вон плохо, мы уже потеряли огромные территории, разбиты целые армии, и кто-то должен за это отвечать, кто-то должен быть наказан. Вероятней всего, виновником будет объявлен первый попавшийся на глаза иностранец. Следи за собой. У тебя шансов превратиться в стрелочника больше, чем у любого другого. Ты, повторяю, чужак, у тебя тут ни семьи, ни корней, ты приехал сюда из чужой, капиталистической, страны, да не из какой-нибудь, а из Польши, которая никогда не была нашим другом. Я уж не говорю, что ты к тому же еще еврей!

Что я мог ответить на все это? Я молчал. А Гончаров внимательно следил за моей реакцией, пытаясь убедиться, осознал ли я смысл сказанного. Да, я осознал. Не в силах вымолвить ни слова, я сидел и думал о том, что нынешний вечер — это вечер крушения всех моих иллюзий. Чувство безграничного отчаяния переполняло меня. Уходя, я пожал учителю руку и с трудом выдавил из себя благодарность за дружеское предостережение.

В ту ночь я почти не спал. Все никак не мог успокоиться: меня считают подозрительной личностью! Значит, надо открыто сказать, что я делаю по утрам в бане. Уж лучше быть верующим евреем, чем шпионом. Кроме того, надо попридержать свое любопытство и задавать поменьше вопросов. Как тут было не вспомнить маму, которая частенько звала меня «почемучкой»?

А последние слова учителя: «Я уж не говорю, что ты к тому же еще и еврей!»?.. Ах, как наивны были мои расчеты на еврейство, которое уже само по себе доказывает мою ненависть к нацизму! Но кто мог предположить прямо противоположный результат — что я попаду под подозрение именно оттого, что не христианин, а еврей?..

На следующий вечер, прочитав старикам очередную газету, я, как обычно, отправился к Гончарову. Я должен был выяснить все до конца.

— Мне известно, — сказал я, — что у вас высшее образование не только бесплатно, но государство вдобавок платит всем студентам стипендию. Скажите, а я мог бы поступить куда-нибудь и тоже получать стипендию? Конечно, когда закончится война.

— Да, так было: бесплатно учили и еще платили за то, что учишься, — язвительно улыбнулся Гончаров. — Но те времена уже миновали. Ни ты, ни один из наших деревенских ребят не попадут ни в один вуз. Конечно, высшее образование по-прежнему бесплатное, но для того, чтобы поступить в институт или университет, надо сначала окончить среднюю школу, а старшие классы есть только в городах. Откуда у колхозника деньги, чтобы отправить своего ребенка в город, содержать его там да еще платить за угол, который он будет снимать у кого-нибудь из городских? Раньше, когда власть нуждалась в специалистах, способных ребят разыскивали по всем уголкам страны, чуть не насильно заставляли закончить десятилетку, а затем и вуз; тогда и стипендию платили всем подряд. Кстати, именно в те годы и именно так я стал учителем, а брат Анны, твоей хозяйки, — инженером. Он до тридцати лет не умел ни читать, ни писать, но кто-то решил, что из него выйдет толковый инженер, и государство выучило его с азов, бесплатно, и дало диплом, теперь он большая шишка в Ленинграде, женат на враче.

Гончаров помолчал.

— Ты себе даже представить не можешь, — продолжал он, — какой отсталой была наша страна до революции. Каждые девять из десяти жителей России были безграмотны. Это было настоящее царство невежества! К примеру, когда появился первый трактор — его привезли из Америки, — крестьяне в ужасе разбегались от этого «желез­ного дьявола, который едет сам, без лошадей». Рассказывают, с маршалом Ворошиловым в гражданскую войну, когда он был еще в нижних чинах, случилась такая смешная история. Ехал он вместе с несколькими бойцами по вражеской территории на броневике, и отказал у них мотор. Долго ли, коротко ли, безжизненный броневик окружили вооруженные вилами крестьяне во главе со священником и стали ждать, когда из «железного дьявола» вылезут люди, чтобы сдать их белым. Ждали-ждали, никто не выходит. Тогда впрягли в броневик пару быков и решили оттащить красных к себе в деревню прямо на их «огнеды­шащей» машине. Но едва быки стронулись с места, Ворошилов приказал своему водителю включить передачу. Мотор на скорости вдруг заработал, затарахтел. Быки как рванут с перепугу — порвали упряжь и со всех ног в разные стороны! Ну и крестьяне со священником не лучше быков — тоже в ужасе бросились врассыпную. А Ворошилов с бойцами беспрепятственно поехали дальше.

Мы оба рассмеялись. Гончаров хохотал громко, от всей души. Он любил рассказывать разные истории, особенно веселые, и первый смеялся собственным шуткам.

— А вот еще был случай с маршалом Говоровым, который сейчас командует нашей артиллерией, — вспомнил Гончаров, отсмеявшись. — В гражданскую он был комдивом. И как-то раз на заседании Реввоенсовета Ленин его просит: «Товарищ Говоров, покажите на карте, где сейчас располагается ваша дивизия». А карта была не очень боль­шая, зато пятерня у Говорова — будь здоров. Он положил ее на карту и отвечает: «Вот здесь!» Все как засмеются, потому что говоровский мизинец указывает на Владивосток, а большой палец лежит аж на польской границе. Представляешь, командир дивизии не умел читать не только карту, он и букв-то не знал! Вот тогда его и отправили учиться… Да-а, раньше получить образование ничего не стоило. Но сейчас специалистов уже более-менее хватает, власть обходится городскими. Деревенских в институтах уже не встретишь, да и стипендию платят лишь тем, кто учится отлично.

— Не могу в это поверить! — воскликнул я. — Я столько раз слышал, что образование в России бесплатно и доступно всем без исключения, а по вашим словам выходит, будто советское общество переродилось в кастовую систему еще похуже царской: раз ты генеральский сын — станешь генералом, а раз крестьянский — так и останешься крестьянином! Так, что ли?

Гончаров смущенно кивнул:

— Да, дружище, ты попал в самую точку. Но, кроме того, чтобы перед тобой были открыты все двери, надо вдобавок иметь партийный билет. А билет дается тоже только привилегированному меньшинству. — Он положил мне руку на плечо и зашептал: — Помни, Хаим, мы должны доверять друг другу. Я ни с кем еще так не откровенничал. Сам не знаю, отчего я тебе доверился. Может, просто оттого, что столько накопилось на сердце, что давно мечтал поговорить с кем-нибудь открыто, без страха? Но только помни: никому ни слова!

Мы крепко пожали друг другу руки. Как мало в нас было общего — молодой польский еврей и русский интеллигент средних лет!

— В конце концов, — с улыбкой сказал я, — мы с вами теперь повязаны одной веревочкой.

Внезапно он обнял меня и расцеловал в обе щеки:

— Это старый русский обычай. Так целуются только по-настоящему близкие люди.

— Николай Ефимович, я хотел бы с вами посоветоваться по одному делу…

— Пожалуйста, пожалуйста. Чем могу — помогу.

— …Видите ли, — неуверенно начал я, — вопрос довольно деликатный. Когда я вечером после работы прихожу домой, Анна дает мне щи, или кашу, или картошку, но… мне этого мало. Я все время остаюсь голодным. Я отдаю хозяевам свой заработок без остатка, а они тем не менее не кормят меня досыта. И самое странное, на днях я слыхал, как бабушка спросила Анну, уж не болен ли я. А та ответила: «Что я могу поделать? Он почти ничего не ест». Как не ем, когда мне больше ничего не дают? Ни разу меня не спросили, не хочу ли я еще. Может, мне надо переехать к другим хозяевам? Но как объяснить причину? Я не хочу никого обижать, однако и жить впроголодь тоже больше не могу.

При ярком свете луны мне было видно, как мой друг сидит в молчаливой задумчивости.

— Вот уж никогда бы не подумал, — наконец пробормотал он, — будто Раскины из такой породы, что станут тобой пользоваться. Нет, здесь должна быть какая-нибудь причина… Знаешь, ты пока не говори об этом никому, а я подумаю, что и как.

Мы расстались. Гончаров пошел к себе в дом, а я направился к своим хозяевам. Я уже почти добрался до избы Раскиных, как вдруг услышал, что учитель громко зовет меня:

— Хаим! Хаим!

В панике бросился я обратно. Неужели я сказал что-то не то? Но вот и учительский дом: у самого крыльца стоят Гончаров и его жена Евгения. И оба смеются.

— Едва ты ушел, приходит Женя, — едва сдерживая смех, стал объяснять Гончаров. — Ну, я и решил с ней посоветоваться, женщины в таких ситуациях разбираются лучше нашего. Она враз все поняла. Это так просто, что обхохочешься!

— Скажи-ка, Хаим, — спросила Евгения. — Ты, когда поешь, что делаешь с ложкой?

— Да что они, спятили? — подумал я.

— Как это, что делаю? Кладу, само собой, на стол.

— Хорошо. А как ты ее кладешь — углублением вверх или вниз?

Я начал терять терпение.

— Какая разница? Не знаю, кладу на стол и все тут. Что мне с ней еще делать, съесть, что ли?

Чем больше я раздражался, тем больше они хохотали.

— Очень, очень большая разница! — выговорила Евгения, борясь с очередным приступом смеха. — У нас так заведено: если кладут ложку углублением вниз — значит, наелся, сыт, если вверх — значит, поел бы еще. Ты завтра положи свою ложку как следует, и Анна непременно даст тебе добавку, вот увидишь!

Тут уж и я рассмеялся. Если бы все мои проблемы решались так просто, как эта! Давно уже не смеялся я столь легко и беззаботно.

Продолжение

Издательство «Швут Ами».


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.