Из цикла «Истоки устного закона», темы: Мудрецы, Еврейский закон, Хаим Шиммель, Драш, Постановления мудрецов
Как уже говорилось в предыдущей главе, Рамбам делит законы Устной Торы на синайские и послесинайские. Последние, в свою очередь, подразделяются на три группы: 1) законы, основанные на драше и логике; 2) гзерот; 3) таканот [1] . В этой главе будут рассмотрены только законы, основанные на драше и логике.
Вначале мы приведем ряд примеров "логических" законов. Затем определим понятие драш и дадим примеры законов, основанных на драше. Эти законы отличаются от законов, опирающихся на традицию, где драш несет лишь мнемоническую функцию, т.е. используется как средство запоминания. И наконец, мы обсудим, насколько важно соблюдать законы, опирающиеся на драш и логику, и объясним, чем эти законы отличаются от гзерот и таканот.
Логика в законах, разработка которых находится в ведении мудрецов
Тора специально передала некоторые вопросы в ведение мудрецов, чтобы они решали их с помощью логики: например, какую "работу" следует запретить в холь амоэд [2] и какие физические отклонения в животном делают его трефным [3] . t Эти и другие подобные вопросы доверено решать мудрецам. В таких случаях [4] синайский закон давал лишь общий принцип: что определенные виды работ надо запрещать в холь амоэд, что некоторые аномалии делают животное трефным; мудрецам же предлагалось выработать детали. Логика в решениях мудрецов
В некоторых случаях мудрецы выводили закон на основе логики, хотя проблема, которую он решал, не рассматривались конкретно в Торе. c Например, закон о том, что нельзя убить невинного человека даже ради спасения своей жизни, опирается на логику талмудического изречения: "Кто сказал тебе, что твоя кровь краснее его крови?" [5] d
В Талмуде говорится, что закон, запрещающий переносить в шабат предмет из общественного владения в частное, выводится из текста Торы. Перенос предмета в противоположном направлении, из частного владения в общественное, запрещен на основе логического положения, что между ношением предмета в одном направлении и в другом не должно быть никакой разницы [6] . s
Приведем еще ряд примеров. Закон разрешает использовать плоды, принадлежавшие умершему знатоку Торы, не отделяя от них десятину, поскольку можно с большой долей уверенности предположить, что от этих плодов десятина уже отделена. Мудрецы считали логичным, что "ученый человек не допустит, чтобы другие получили что-то несовершенное из его рук" [7] . v
Закон, требующий произносить благословение перед едой, опирается на логический принцип: прежде чем взять себе что-либо в этом мире, надо вначале поблагодарить Б-га, ибо Он – Источник всех благ [8] . u Принципы законов, основанных на логике
Мы привели лишь некоторые примеры, показывающие, как мудрецы разрабатывали законы, опираясь на логику. Ряд основополагающих законодательных принципов, например, относящихся к гражданскому праву, выводятся логически. Эти принципы включают в себя презумпции хазака [9] и миго [10] . z Они относятся к важнейшим положениям талмудической юриспруденции и восходят к традиции толкования намерений Торы с помощью логики [11] .
[1] Классификация Устного Закона, предпринятая Рамбамом, имеет алахическое значение. С точки зрения алахи, законы, входящие в разные группы, отличаются друг от друга. См. предисловие к Кирьят сефер и книге Калмана Каане Хекер веиюн, Тель-Авив, 1960, т.I, с.32;
[2] *) Трактат Хагига 18а. См. также Бейт Йосеф, Орах Хаим, 530, где сказано, что это "деорайта", оспаривающая мнение Тосафот по данному вопросу. См. *)Шней лухот абрит, Тора шебеальпе;
[3] Рав Йонатан Эйбешюц, *)Крети, Йорэ дэа, Трефот 29 (5);
[4] Есть и другие примеры такого рода: см. Аэмек шела 47:1 (Берлин) в отношении мукце и *) рабейну Нисим, Йома 1:1 об умывании и ношении обуви в Йом кипур;
[5] *) Санхедрин 74а;
[6] *) Шабат, 96б;
[7] *) Авода зара 41б и Эрувин 32а;
[8] *) Брахот 35а и Пней Йеошуа на это место; р. Иехезкель Ландо (Цла) говорит, что это положение не имеет статуса деорайта, и большинство комментаторов согласны с ним;
[9] Речь идет о юридических презумпциях, например, что владение указывает на статус собственности (Бава мециа 100а, Ктубот 20а); что должник не платит долг до истечения положенного срока (Бава батра 5б); что можно пользоваться услугами посредника (Эрувин 31б, Гитин 64а); что существующее положение остается неизменным (Хулин 9а, Гитин 3:3);
[10] Презумпция, что показания свидетеля верны, поскольку если бы он намеревался солгать, то придумал бы гораздо более правдоподобную историю. См. Бава батра 33а, Ктубот 2:3;
[11] См. З.Х. Хайес Маво аталмуд, гл.XV (английский перевод: The Student's Guide through the Talmud, изд-во Фельдхайм, Нью-Йорк, 1969); в число принципов, основанных на логике, он включает также ров.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.