Темы: Мидраш, Значение слов в Торе, Драш, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Уважаемый рав, скажите, пожалуйста, драш и мидраш — это одно и то же? C уважением, Игорь
Здравствуйте, уважаемый Игорь!
Эти слова действительно однокоренные, но их принятые значения различны. Драш — так принято называть третью ступень постижения Торы. Всего этих ступеней четыре — пшат (простое понимание текста), рэмез (намек), драш (поиск скрытого смысла) и сод (тайна).
Корень драш очень любопытный — основное его значение, казалось бы, не «изучение», тем не менее, место изучения Торы называют не иначе, как бейт-мидраш.
Рассмотрим несколько значений корня далет-рэйш-шин, как он упоминается в Танахе:
«Потребовать» — так сказано о находке, которую следует хранить, «пока не потребует ее брат твой, и вернешь ему» (Дварим 22:2).
«Взыскать» — так говорил Реувен братьям, когда неузнанный ими Йосеф обвинил их в шпионаже: «…Говорил я вам — не грешите против ребенка, и вот, кровь его взыскивается» (Берешит, 42:22).
«Заботиться» — так оплакивал пророк будущее еврейского народа и Земли Израиля: «А тебе дам Я исцеление, исцелю тебя от язв твоих, — сказал Господь, — ибо назвали тебя отверженным: “Это Цийон, никто не печется о нем”» (Ирмияу 30:17)
«Обращаться к кому-либо с целью выяснения» — так Ривка, будучи беременной Яаковом и Эсавом, «пошла вопросить Всевышнего» — что с ней происходит. См. также запрет Торы «вопрошать мертвых».
«Искать» — «Ищет шерсть и лен» (Мишлей 31:13). Царь Шломо восхваляет усердную жену, которая не ждет, что ей дадут материал для работы, а разыскивает его сама.
Оттенком этого значения можно считать «добиваться»: «добиваться того, чтобы кому-то было хорошо, или наоборот», как сказано о Мордехае, например: «Ищет добра своему народу» (Эстер, 10:3), а также предложение мира перед осадой города.
«Выяснять» — «И послал Давид разузнать об этой женщине; и сказали: это же Бат-Шева, дочь Элиама, жена Урии Хиттийца» (Шмуэль II 11:3).
Наши мудрецы использовали это слово в основном в смысле «толковать, учить», отсюда и название Дома Учения. Однако теперь, рассмотрев приведенные значения корня драш, мы можем лучше понять, как надо учить Тору — в стремлении понять ее как можно глубже, найти истину.
Словом мидраш обозначают толкование мудрецами текста Торы, как правило, неалахического толка, а также сборник таких толкований.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Тора с комментарием Раши
Раби Ишмаэль
Текст барайты Раби Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Натан Агрес
Рав Яков Шуб
Что делать, если покойный задолжал людям деньги?
Хаим Шиммель,
из цикла «Истоки устного закона»
В этих законах мудрецы тоже пытались истолковать намерение Торы. Но пользовались они при этом не логикой, а правилами толкования, полученными на Синае, а также, возможно, и другими известными им правилами семантики языка
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Хаим Шиммель,
из цикла «Истоки устного закона»
Каков статус раввинских законов? О чём спорили Рамбам с Рамбаном?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его