Из цикла «Постижение веры», темы: Разум, Душа, Заповеди, Вера и упование, Вера, Рав Эуд Авицедек
В этой главе мы выясним, может ли вера считаться заповедью, и одной из 613-ти заповедей. В отношении этого есть спор комментаторов Талмуда, и для этого, как мы покажем, есть две причины.
Расаг, Бааг (а с ними и Ибн Эзра в главе Вээтханан), считают, что заповедь веры в Создателя, это «Основа и корень, из которого исходят заповеди, и эта заповедь не может считаться [как одна из 613-ти]» (Рамбан, в его критике «Книги заповедей» Рамбама, первая повелительная заповедь). Однако Рамбам, как и сам Рамбан, в его критике на первую запретительную заповедь (а с ним и рабейну Бахья), считают, что именно эта заповедь имеется в виду в словах «Я, Г-сподь Б-г твой…», и должна считаться как одна из 613-ти заповедей. И Рамбан объясняет там, что именно таков глубинный смысл того, что говорит там мидраш Мехилта. (И смотри «Сефер зихронот» от рабейну Цадок а-Коэн, где он говорит, что это спор мудрецов эпохи мишны).
Этот спор о том, считается ли заповедь верить одной из 613-ти заповедей. Но рабейну Хисдай Крескас выдвинул другую мысль — что веру в Создателя вообще не следует считать заповедью.
«Невозможно вообразить заповедь без Б-га, который заповедал. Таким образом, мы должны исходить из веры в бытие Б-га, для того, чтобы заповедать веру в бытие Б-га, а это бессмысленно». («Ор а-Шем», 1)
Абарбанель отвечает на этот вопрос в его книге «Рош Амана», там, где он объясняет, что первая Основа, это вера в бытие Создателя. И говорит там, что суть этой заповеди верить не только в бытие Создателя, а «верить, что бытие Б-га, благословен Он, о котором мы уже знаем, что Он есть (благодаря чудесам и знакам Исхода из Египта, и Его раскрытию на горе Синай), самое совершенное, что Он существует непреложно, и что Он вершит все мироздание» (Рош Амана, 7). И так надо понимать смысл заповеди: «Я Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской», которую приводит Рамбам, как первую повелительную заповедь, и приводит в начале законов «Основ Торы».
Следует расширить объяснение.
Как писал Абарбанель, вера в бытие Создателя обязывает осознание следующих фундаментальных Основ, входящих в эту веру: бытие Его совершенно, Он существует непреложно и т.д., согласно тому, как формулирует это Рамбам в Основе. Эти аспекты веры включают в себя и три следующие Основы: отрицание всякой возможности постижения, всякой границы и ограничения в едином Создателе, а также, обязывают принятие пятой Основы — что только Ему следует служить (все это будет объяснено, когда придет время). Но все эти Основы включены в бытие Всевышнего, как объяснил «Бааль а-Икарим» (1:10).
Заповедь верить означает знать эти Основы с глубоким пониманием — «Каждый обязан всеми силами стремиться познать их» (Рамхаль, Даат Твунот 1). Это постижение истинной реальности, и именно оно должно стать основой жизни верующего.
Как мы еще сообщим и объясним далее, у глубины этого постижения и понимания, нет границ. Чем больше человек прикладывает усилий для приобретения Основ веры, тем сильнее они отпечатываются в его душе.
Объясним это простыми словами.
Невозможно сравнить того, кто верит в бытие Всевышнего в общем, поверхностно, с тем, кто знает и верит, что Создатель есть истинная реальность — Он существует непреложно, совершенен во всех аспектах бытия, Он, благословенный, место этого мира, и так далее, как это объясняет Рамбам в первой Основе.
Знание истины первым поверхностно, но тот, кто не просто знает, а знает во всей глубине, постигает, насколько это возможно, истинную реальность. А ведь таково желание Всевышнего — чтобы человек знал и верил в истинную реальность. Эти вера и знания: «Основа Основ и фундамент мудрости» (Рамбам, в начале «Основ Торы»). И чем прочнее, чем серьезнее и детальнее выстроена эта Основа, тем прекраснее будет выстроенное на ней здание веры, знания и исполнения всей Торы.
Тоже самое касается и единства Всевышнего, благословен Он: «Сказано в стихе: “Устами и губами он меня славит, но сердце Его далеко от Меня. И стал их страх предо Мной — простой привычкой”. Если человек говорит весь день — я верю, что Б-г один, чем это помогает ему, если он не представляет себе, что такое Его единство. Ведь вера — это не утверждение словами. Она присутствует, только если вещь принимается как истина сердцем и познается разумом, а произносимые слова лишь раскрывают то, что в сердце. А если сердце твое верит во множественность, если ты веришь, что Он как любой другой “один” в мире, чем поможет тебе утверждение единства словами? Потому, несомненно, что человек должен стремится к изучению традиции от мудрецов наших, о сути Его единства — что именно оно значит. Как сказано: “И узнаешь в тот день, и поймешь всем сердцем, что Г-сподь, Он Б-г…”. И поэтому все исследователи, изучающие Б-жественность, разумом своим исследовали эти понятия, так что смогли согласится с каббалистами в части деталей веры в единство Б-га. Например, что Он простой один, без всякого сопряжения или умножения различных деталей, а именно простой один, со всех сторон и во всех аспектах» (Шомер Эмуним а-кадмон. Первый диалог, 33).
Тоже самое в отношении единства Творения и единства власти, которые суть глубина единства «Г-сподь — Б-г»[1]. Израилю дарована обязанность утверждать это единство утром и вечером[2]. О вере в это единство заклинают души, прежде, чем они спускаются в этот мир. Откуда человеку знать все это, если он не будет глубоко изучать Основы веры!?
Тоже самое относится и к отрицанию материальности. Об этом написал Рамбам: «Мы уже встречали человека, из мудрецов Израиля — клянусь Всевышним! Он знал, как рассуждать о Торе, наученный этому с юности, и при этом, сомневался, не материален ли Всевышний, нет ли у Него глаз, рук, ног, внутренностей, как сказано об этом в стихах. Или, может быть, у него нет тела. Но множество других, которых я встречал из жителей разных стран, были уверены абсолютно, что у Него есть тело. Более того, они считали еретиком любого возражающего, а множество мест в писании понимали буквально. И нечто подобное я слышал и о других людях, которых сам не видел. И когда я узнал о них, абсолютно потерянных, никчемных, но считающих себя мудрецами Израиля. Хотя на самом деле, они глупейшие среди людей, и сбились с пути хуже, чем животные. Их мозг полон старушечьих предрассудков и пустых фантазий, как у детей и женщин». (Письмо о воскрешении мертвых).
О тех, кто наделяет Всевышнего материальными свойствами, написал Рамбам, что он «хуже идолопоклонников» (Морэ Невухим 1:36). И мы еще объясним это в третьей Основе.
И написал об этом «Шомер эмуним а-кадмон»: «Зачем мне долго распространяться о воззрениях тех, которые не учили Б-жественности? Уже спорил с ними рав Моше Кордоверо, в его книге “Алима айн”, и доказал, что они ошибаются. Они относят к Создателю материальность, действия, отсутствие и подобие созданным. Ведь хотя они и признают, что Б-г далек от материальности, на самом деле они не понимают, что именно приводит к “материализации” и что именно следует отвергать. И они ошиблись в понимании ряда вещей, которые мы находим в Торе, в отношении Всевышнего, а они являются материальными наименованиями» (там). Все это призывает нас к внимательному изучению и познанию описанных в Торе атрибутов и наименований Всевышнего.
Тоже самое и в отношении «первичности Создателя». Тот, кто считает, что Создатель «первый» и «предтеча», в порядке времен, и не понимает, что Создатель выше времени и Он творит время, он еретик.
Тоже самое относится и ко всем остальным Основам. Всякий, кто имеет возможность, и не использует ее — не учит, не размышляет, и оставляет свою веру на уровне детского восприятия, не только не исполняет заповедь веры, данную нам стихом: «И узнаешь в тот день, и поймешь всем сердцем, что Всевышний, Он Властелин на небе вверху и на земле внизу — нет другого» (Дварим 4:39), он может нечаянно впасть в ересь, и этим, даже нечаянно, потерять Будущий мир.
Как мы уже объясняли в этих вратах, вера — это «верность истине». Для того, чтобы исполнить заповедь веры, человек должен эту истину «знать». А затем укоренить это знание в своем сердце, размышляя об Основах веры, как требует этого Рамбам. Все это — ради того, чтобы вера отпечаталась в его душе, дабы эта истина стала самой его жизнью. И тогда человек будет верен этой истине всей своей жизнью. Он построит свою жизнь на этом фундаменте, исполняя Тору и заповеди, и будет готов даже пожертвовать жизнью в час испытания.
Единственная истина, тринадцать Основ веры — это образ истинной реальности.
Поэтому, человек обязан «всеми силами стремиться познать их»[3]. И каково будет познание, таково и единение человека со Всевышним — «“короны на головах их”, это осознание, благодаря которому они удостоились жизни в будущем мире»[4], ибо «осознание, это и есть единение с Ним»[5].
Вера в Его совершенство, возвышенность, и старание желать приблизиться к Создателю, соединиться с Ним в каждое мгновение, в любви и трепете. Об этом говорит Рамбам во второй главе «Законов Основ Торы», после того, как в первой главе он приводит первые Основы веры, прежде чем объясняет фундаментальные законы сотворения мира и его исправления.
Заповедь веры обязывает человека углубиться в постижение истинной реальности, и таким образом он сможет достичь совершенного единения со Всевышним. Как пишет об этом Рамбам: «Человек любит Всевышнего только познав Его, и по мере с познания будет любовь — если мало, то мало, если много, то много. Поэтому, человек должен посвятить себя тому, чтобы всеми силами, мудростью и пониманием, понять и осмыслить Создателя его, как мы объяснили в законах Основ торы» (Законы раскаяния, 10:6). И по мере единения, которого человек достигает здесь, он получит и вечное единение — жизнь в будущем мире.
Познание бытия Всевышнего на уровне: «Представляй Всевышнего напротив себя постоянно», исходит из этой глубины веры. Возвышенность этой веры пробуждает стремление к любви ко Всевышнему, трепету перед Ним, желание единения с Ним, готовность пожертвовать жизнью ради исполнения заповедей и Основ Торы. В этом цель веры.
Отсюда мы понимаем, что хотя вера в Создателя была известна совершившим Исход из Египта по традиции от отцов и благодаря чудесам Исхода, им было заповедано во время Синайского откровения, повелительная заповедь верить в бытие Создателя — «Я, Г-сподь — Б-г твой».
Таково было желание Всевышнего, чтобы постижение веры не осталось отданным на откуп желанию человека. Всевышний хотел, чтобы человек был обязан постигать веру, чтобы это было ему заповедано, дабы он посвятил свою жизнь исполнению этой всеобъемлющей заповеди. Чтобы он прикладывал старание к постижению истины, и таким образом удостоился вечного единения — жизни в будущем мире. Ведь чем больше человек постигнет здесь, тем большего единения удостоится «там».
Так мы можем понять точку зрения Рамбама, считавшего, что вера в Создателя — это повелительная заповедь.
[1] В оригинале приведенного высказывания употребляются два имени Всевышнего: не произносимое вслух четырехбуквенное, которое в обыденной речи заменяется словом А-Шем (буквально: «то имя»), и имя, произносимое как Элоким. Если имя «А-Шем» характеризует Всевышнего как отстраненного (святого) Творца, неподверженного влиянию созданного им мира и ведущего его к неизбежной конечной цели, то имя Элоким, напротив, характеризует Всевышнего как того, кто прямо управляет всеми процессами, происходящими в мире, и строит это управление в том числе и в зависимости от поступков живущих в мире людей.
Тем самым приведенное высказывание Торы призывает понять, что отстраненный (святой) Творец и есть тот, кто управляет всем происходящим в мире, реагируя на поведение людей как судья, и при этом направляет общее движение всех процессов к задуманной Им конечной цели. (Переводчик).
[2] В чтении Шма.
[3] Рамхаль, Даат твунот, 1.
[4] Рамбам, Законы раскаяния, 8:2.
[5] Рамбан, Торат Адам.
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Меир Левин,
из цикла «Коммандировка в Египет»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Реувен Пятигорский
Десять испытаний
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.