Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Человек, Аризаль, Каббала, Нефеш аХаим, Имя Творца
Подоплёка того, что в каждом благословении присутствуют оба вышеупомянутых аспекта, заключается вот в чем. Основа нашей святой веры — что все устремления нашего сердца во всех благословениях и молитвах — только к Единому в мире, Господину Единому и Бесконечному, благословен Он!
Однако, обращаясь к Нему, мы не имеем в виду Его Самость отдельно, полностью отделенную и абстрагированную от миров, как было до акта Творения, ибо в таком качестве как мы сможем описать Его в наших молитвах и благословениях каким бы то ни было именем и названием?!
И, если бы Он Сам не дал нам понять, что Его желание — соединиться с мирами и царствовать на сотворёнными в соответствии с их деяниями, мы бы никогда не осмелились молить Его Самость, чтобы Он соединился с мирами и надзирал над творениями!
И именно поэтому мы упоминаем в начале благословения: «Ты, Г-сподь, — царь Вселенной», имея в виду: так как воля Твоя — вдохнуть жизнь в миры, соединиться с ними и властвовать над ними, поэтому наша просьба — чтобы благословился источник этой воли воцариться так над мирами.
Кроме того, со стороны самости Его, вне соединения Его с мирами, нет места для Торы и заповедей. И об этом сказано (Иов, 35:6-7): «Если ты согрешил, не сможешь повлиять на Него, …а поступив праведно, чем одаришь Его, иль что из рук твоих примет Он?». И ещё написано (Притчи 9:12): «Если умудрился ты, — лишь для себя самого умудрился». Ибо Самого Господина всего сущего любые поступки человеческие, будь то добрые или злые, не затрагивают никоим образом. И как сказано в Брейшит Рабба, нач. гл. 44: «Речение Бога чисто́» — сказал Рав: заповеди были дарованы лишь затем, чтобы облагородить через них сотворённых. И ведь какая разница Всевышнему, как именно зарезать скот, с шеи ли, или с затылка и т.д. И в Тикуней аЗоар: Он — Причина всех причин, вознесён над всем, Он благословляет всё и не нуждается ни в чьём благословении, ибо никто не имеет на Него влияния, и «выше Он всякого благословения и славословия».
Но вся направленность нашего сердца — во всех произносимых нами благословениях и молитвах — должна быть к Сущности Бесконечного, со стороны Его сопряжения — по собственной воле Своей — с мирами, через соприкосновение с которыми и рождаются различные описания и Имена Его. Наши заповеди и молитвы воздействуют и протягивают в них свет и благодать святости от самости Его в соответствии с побуждением, приходящим к ним от деяний каждого из Избранного народа. Порой милосердие, а порой — кара, порой милостыня, а порой — снисхождение, много ли, мало ли — так, таким же образом и мерой, с точностью необычайной, происходит присоединение Всевышнего к силам и мирам, чтобы изменить порядок внутренних связей меж ними, — ради нисхождения света их в нижние миры.
Об этом и писалось в вышеупомянутых выдержках, что заповеди были ниспосланы, дабы облагородить людей, то есть, что в очищении от примесей, в выделении «чистой породы» из шлака во всех силах и мирах — заложена великая важность. Само слово «лецареф», которое мы перевели как «облагородить», может означать ещё и соединение, связь между всеми влияниями и созданными мирами, подогнанными друг под друга и упорядоченными в соответствии с высшим замыслом; и параллельно с этим и народ Израиля, народ избранный, объединятся под единым Именем в долю и надел Его. Потому что лишь ради этой цели были ниспосланы все заповеди и всё святое Служение, в целом.
В этом и состоит суть благословения Ему во всех бенедикциях и молитвах, — то есть, прирост и умножение в самом что ни на есть буквальном смысле. И такова Его воля из-за мотива, сокрытого Им, — чтобы мы, посредством благословений и молитв, привели к гармонии и единству все влияния и высшие миры, дабы они были способны и подготовлены принять свыше святость Небесного Света и преумножить святость его и множество благ от самости Его, соединяющегося с этими мирами и проникающим в них. И само собой, это благословение и преумножение святости охватят и избранный народ, благодаря которым и воцарилось такое великолепие.
Это как раз то, что ответил рабби Ишмаэль Всевышнему, когда Тот попросил «Ишмаэль, сын мой, благослови Меня!»: «Да будет воля Твоя, чтобы милосердие Твоё возобладало бы над Твоим гневом, и проявилось бы снисхождение Твоё… И обращайся с детьми Твоими милосердно и поставь всепрощение над буквой закона!»
См. «Зоар хадаш», Рут, 67:2: «Рабби Нехемия начал со стиха “И будешь есть и насытишься, и благословишь Господа, Бога твоего…”, и сказал рабби Йудаи: велика сила благословения после трапезы, ведь оно добавляет сил благу Высшей Свиты!» И поэтому сказали наши мудрецы (в нач. гл. 6 тр. Брахот и там же в «Зоар хадаш»): «Каждый, кто поел и не благословил, зовётся вором, как сказано (Притчи 28:24) “Обворовывающий отца своего и мать…”, — отец — это Всевышний; потому что такой человек обкрадывает и лишает высшие миры влияния блага и святости, которые достались бы им, если бы он благословил. И схожая идея прослеживается во всех стихах “Бархи нафши…” (Псалмы 103, 104), “Благословен Ты, Всевышний, Бог Израилев…”, и прочие такие же, все доносят всю ту же мысль, объясняя суть происходящего со стороны воли Творца соединиться с Творением. И поэтому сказано, что “наше служение — потребность Всевышнего ”.
Примечание автора. А то, что каббалисты советуют произносить каждое благословение с соответствующей ей интенцией, имеющей в виду Сфиру, подходящую для конкретно этого благословения, — этим не призывают, не дай Бог, подразумевать самость Сфиры, ибо, в таком случае это было бы ересью. Подобно тому, как относительно жертвоприношений сказали наши мудрецы (в кон. тр. Менахот, а источник этого — в Сифри на гл. Пинхас) “Погляди, в описании жертвоприношений Тора не упомянула ни Имя “Эль”, ни Имя “Элоим”, а только “Авайя” (Господь), — чтобы не дать Сатане зацепки!” И как написано (Шмот 22:19): “Подносящий богам — умерщвлён будет, но только Господу (Авайя) (достойно подносить)!” И см. ниже, третьи врата, гл. девятая.
И то же самое и касаемо молитвы: ни в коем случае не подобает обращаться к какой-либо отдельной силе или Сфире, но необходимо направить молитву Самому Бесконечному и Единому Господину, к Сосредоточию всех и всяческих сил, Который, по причине, известной лишь Ему, соединяется, чтобы действовать в определенной сфире и силе. Каждая такая сила находтся в определенном месте в порядке поступенного развития миров, который Он установил, ведь каждая сфира выделена на конкретный вопрос, и через нее этот вопрос реализуется в мирах.
(И см. также в Тикуним 422, 63:1, «…и Он называется всеми этими Именами… показаться каждому из Израиля там, откуда взывают к Нему, каждому по нужде его, см. там.
И об этом написано в Тикуней Зоар хадаш, 81: “Почему молятся Всевышнему на нескольких уровнях? Порой через определённую Сфиру и обращаясь к определённому проявлению Его, порой к Правой стороне, порой к Левой, порой к Середине. Каждая молитва поднимается к известному уровню, однако, несомненно, Авайе присутствует в любой Сфире; и когда желает смилостивиться над сотворёнными, [молитва] восходит к Правой стороне и т.д., и всё к Имени Авайя, Который везде”. И это то, что сказали мудрецы в Сифри: “ Ведь есть ли [еще такой] великий народ, к которому боги были бы столь же близки, как [близок к нам] Господь, наш Бог, всякий раз, когда мы взываем к Нему?” (Дварим 4:7), — к Нему, а не к Его качествам!
В начале второй главы автор объяснил, что слово “барух” (благословен) означает добавление и преумножение блага, и из этого следует, что Всевышний как бы “нуждается” в благословении. Поэтому автор сразу же подчеркивает, что не имеется в виду, что Сам Всевышний нуждается в дополнительном благословении от нас, ведь Он абсолютно совершенен. И чтобы объяснить, в каком контексте можно сказать, что благословение есть “потребность Всевышнего”, автор поясняет, что Всевышний скрыт и раскрыт. В аспекте “сокрытия” у нас нет вообще никакого постижения, а в аспект раскрытия — это Его управление миром, которое мы постигаем, и оно нуждается в благословении. Теперь есть место для заблуждения, что поскольку нет у нас никакого постижения Всевышнего, но лишь Его управления, то благословение вообще не относится к Нему, но мы благословляем только сотворенные миры. Поэтому автор подробно объясняет, что Всевышний Сам распространяется внутри Своих имен и управлений, и когда мы постигаем Его имена, мы как бы постигаем Его Самого, и наши благословения и молитвы относятся не к силам управления, но к Нему Самому. Конечно, наши деяния и заповеди никак не влияют на Его Сущность, ведь она абсолютно совершенна и неизменна. Но это не причина предполагать, точ мы служим силам управления и низводим от них благодать, ибо это подобно идолопоклонству. Все наше служение заключается в том, чтобы привести к соединению и распространению Всевышнего в мирах. В этом и суть благословений — протянуть благодать святости от Него ко всем мирам через Его распространение в них.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Как строить и украшать сукку? Законы и обычаи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
Когда и как нужно находиться в Сукке (праздничном шалаше), чтобы выполнить заповедь? При каких условиях необходимо говорить при исполнении этой заповеди специальное благословение?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям.
Арье Шерцер
В этот праздник евреи едят и пьют в шалашах, встречают гостей и учат Тору тоже в шалашах. Даже спать положено в шалаше
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
из книги "Кицур Шулхан Арух"
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Из книги "Дерех Ашем". Внутренний смысл праздников.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Из Раамсеса — в Суккот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Возвышенный урок упования на Всевышнего
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.