Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мудрецы поясняют, что душа наполняет тело, подобно тому, как Б-г наполняет весь мир, создавая связь между телесным и духовным. Описание Всевышнего через образы человеческого тела подчеркивает Его близость, но остаётся лишь образом, помогающим нам представить неописуемое.

Однако, нам надо понять суть добавления и преумножения благословения в духовных мирах через деяния человека, и почему миры нуждаются в этом.

Мудрецы сказали (Брахот 10:1): «Эти пять “благослови душа моя” сказаны царем Давидом по отношению к Всевышнему и по отношению к душе человека. Как Б-г наполняет весь мир — так душа наполняет все тело…» Нечто подобное сказано также в Мидраше и в Зоаре[1]. См. Эц Хаим.

Именно об этом говорили Мудрецы в трактате Рош аШана (24) и др.: «Все изображения разрешены, кроме лика человека». Они объясняли, что стих «не делайте со Мной… никакого изображения» означает — «не делайте изображения Меня».

И в Мидраше Берешит Раба сказали: «Написано (Коэлет 2:21): “Ибо бывает, что человек трудится мудро, со знанием и умело…” Сказал раби Йудан: велика сила пророков, что уподобляют форму ее создателю, как сказано (Даниэль 8:16): “…и услышал я голос человека посреди (реки) Улай…” (Т.е. глас Б-га принял человеческую форму). Сказал раби Йеуда, сын раби Симона: “Есть у нас другой стих Писания, который показывает еще больше, как сказано (Йехезкель 1:26): “…а на подобии трона — подобие вида человека…”.

И в Бамидбар Раба, глава 19, на стих “Мудрость человека осветит лицо его” (Коэлет 8:1), сказал раби Юдан: велика сила пророков, что уподобляют подобие Высшей Силы форме человека…

На первый взгляд, все это странно, ведь сказано: “Кому же уподобите вы Меня?!” (Йешаяу 40:18).

Но суть такова, как я уже писал выше (конец главы 3): все наше, если можно так выразиться, постижение Всевышнего — только со стороны Его присоединения к духовным мирам. А все миры и силы, высшие и низшие, если рассматривать их вместе как одно целое — упорядочены во всех своих деталях по схеме тела человека во всех его органах и частностях. Эта структура включает в себе все силы и все миры, как объяснено выше, в Первых вратах. В этом и состоит концепция “меры роста человека” (шиур кома), которую упоминают Мудрецы в мидрашах. Аризаль в Эц Хаим пишет, что именно на эту концепцию намекает Писании в словах (Берешит 1:27): “И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-га сотворил человека”.

А сущность Всевышнего распространяется[2] и скрывается внутри их всех (всей шиур кома), и наполняет их, и Он — их душа, подобно душе, распространяющейся и скрывающейся в теле человека. Поэтому нам было разрешено описывать Всевышнего таким образом.

И Рамбам также писал в Путеводителе (гл. 72), что весь этот мир как целое называется “мерой роста”, и обстоятельно описал, как части этого мира можно уподобить частям тела человека, а Всевышний есть душа мира, подобно душе человека по отношению к его телу. Слова Рамбама достойны сказавшего их, ибо именно так объясняется в Зоаре (Толдот 134).

Мудрецы часто упоминают, что человек есть образ и облик Царя мира, как сказали в трактате Санедрин (46): “Не оставляй его (преступника) труп висеть на дереве на ночь, ибо проклятие Б-га — повешенный” (Дварим 21:23). Учили, сказал раби Меир, какую аллегорию можно к этому применить? Два брата близнеца, одного назначили царем, а второй стал разбойником, приказал царь и повесили его, каждый, кто его видит, говорит: царь повешен”. И Раши объяснил: “человек сделан по облику Всевышнего”.

И в Шмот Раба (30): “Ударивший человека и тот умер — смертью умрет”. Это подобно человеку, уничтожившему портрет царя… сказал царь: тот, кто тронет мой портрет — пропадет… Так убивший человека — как будто уничтожил портрет царя. Поэтому и сказано в Торе: “Проливающий кровь человека — человеком будет пролита его кровь, ибо по образу Б-га сделал человека”.

Примечание автора. Хотя Мудрецы аллегорически уподобили присоединение Всевышнего к мирам соединению души с телом, ни в коем случае нельзя ошибаться, предположив, что они действительно подобны, ибо на самом деле нет между ними сравнения и уподобления никоим образом. Как объясняется в Зоаре и в Рая Меэмна во многих местах, и Писание говорит прямым текстом: “Кому же уподобите вы Б-га[3]?!” И также, всякий разумный человек понимает, что невозможно судить о Творце, пытаясь уподобить его сотворенным. И не уподобили Мудрецы сущность души сущности Творца, но лишь в одном контексте высказали сравнение: что хотя душа есть сила, сотворенная от Всевышнего, тем не менее невозможно постичь ее самость, присвоить ей какое-либо описание и действие, если не со стороны ее соединения с телом. Тем более Всевышнего невозможно постичь, кроме как со стороны Его соединения с мирами.

В этом и состоит суть всех описаний, упоминаемых в Торе по отношению к Всевышнему, как например глаз, рука, нога и т.п. — всё со стороны Его соединения с мирами, которые упорядочены в соответствии с устройством всех этих органов, и они являются сущностными именами этих сил и миров, а не заимствованными. Также и у человека эти имена не заимствованные, и не относятся к нему лишь как символ и намек на скрытые высшие концепции, в отличие от имени человека, которое лишь ссылка на тот образ и структуру, которую договорились называть данным именем. Но и в человеке они (названия органов) сущностные, поскольку он структурирован, выстроен и упорядочен по схеме строения высших миров.

Комментарий

В данной главе автор сообщает нечто новое относительно подобия человека Творцу. Уже в Первых Вратах подробно объяснялось, что человек сотворен по образу Б-га, но там речь шла только о том, что схема и структура (шиур кома) управления творением и высших миров упорядочена по образу частей тела человека. Во Вторых Вратах, особенно в данной главе, объясняется дополнительный вопрос: подобно тому, что человек сотворен таким образом, что есть в нем внешнее и внутреннее, тело и душа, дающая ему жизнь, так высшие миры подобны телу, а Свет Бесконечного, распространяющийся в них и дающий им жизнь, это их душа.

В конце главы автор объясняет антропоморфизм стихов Писания, в которых упоминается “рука Б-га”, “глаза Б-га” и т.п. Рамбам писал, что это просто фигура речи, “Тора говорит языком людей”. Но каббалисты спорили с Рамбамом и писали, что действительно в высших мирах есть духовная реальность, называемая “рука” и т.п. Ибо Всевышний пожелал раскрыться в мироздании подобно людям, и потому создал по Своей воле эти пути, в которых Он действительно видится, как описывается в книгах пророков. И хотя, несомненно, сам Свет Бесконечного не может быть описан подобными эпитетами, и когда мы говорим о Свете Бесконечного, присоединающегося к мирам, нет никакого сравнения и уподобления душе человека, как сказано в примечании автора. Но когда мы говорим о высшей “схеме человека” (шиур кома), все упомянутое в книгах пророков есть полноценная духовная реальность. И подобно тому, как мы относим деяния человека к его душе, хотя она не разделяется на органы, поскольку после того, как она облачилась в тело, можно сказать, чот она слышит через уши и т.п. Так и по отношению к Всевышнему, если можно так выразиться: можно отнести к Нему все, происходящее в мирах, поскольку Он распространяется в них.


[1] В Рая Меэмна объясняется, что подобно тому, как Всевышний распространяется во всех Своих святых Именах, и все они указывают и свидетельствуют на Его Сущность, так душа распространяется во всех частях тела, и заметна через ее действия в них.

[2] Это дополнительное знание по сравнению с уже сказанным в Первых Вратах, что сущность Света Бесконечного распространяется во всей шиур кома, подобно распространению души в теле человека.

[3] В этом стихе идет речь о Свете Бесконечного, присоединяющегося к мирам.

 


Под Семью Заповедями потомкам Ноя понимается полное наставление, данное людям для ведения угодной Б-гу жизни. Свое название это наставление получило по праведнику Ною, а не по первому человеку, Адаму. Читать дальше