Темы: Кремация, Воскрешение из мертвых, Душа, Похороны, Кладбище, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый раввин, у нас умерла бабушка. Сейчас в России зима, хоронить на кладбище неудобно и дорого, мы подумываем о том, чтобы кремировать ее. Разрешено ли это с точки зрения иудаизма? Елена
Уважаемая Елена,
Действительно, сегодня из-за высокой стоимости захоронения на кладбище и связанными с этим неудобствами многие выбирают более легкий способ — кремацию. Поэтому давайте попробуем разобраться, как иудаизм относится к этому.
Погребение в земле — предписывающая заповедь (Дварим 21:23). Всевышний сказал, обращаясь к первому человеку, Адаму: «…возвратишься в землю, ибо из нее ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Берешит 3:19). Поэтому с точки зрения иудаизма погребение в земле является единственно возможным.
Как предметы, предназначенные для хранения священных вещей, например, Арон а-Кодэш (шкаф, где хранится Свиток Торы) или коробочки тфилин, требуют уважительного отношения, а по завершении использования — специального захоронения (гениза), так и человеческое тело — к нему необходимо относиться с величайшим уважением даже после смерти. Тело на протяжении жизни служило физическим «сосудом» для Б-жественной души человека. Поэтому перед захоронением тело омывают, одевают в специальные одежды и не оставляют без присмотра.
Кремация, в противоположность этому, включает моменты разрушения и пренебрежения.
Тело и душа
После смерти душа проходит болезненный процесс отделения от тела (см. «Что происходит с душой человека после смерти?»). Это «размежевание» проходит постепенно и завершается, когда тело разлагается. Захоронение дает душе время, необходимое для того, чтобы постепенно покидать тело и привыкать к своему новому Небесному жилищу.
Поэтому одна из причин запрета кремации в иудаизме — это стремление предотвратить страшный шок и страдания, которые испытывают душа и тело, когда их связь прерывается внезапно при сжигании тела. Как сказано в Талмуде: «Похороны — не ради живых, а для мертвых» (Санедрин 47а).
Заблуждение о кремации
Люди думают, что кремация является быстрым и экономичным способом: в один момент тело превращается в кучку мелкого пепла. Однако это представление далеко от действительности. В реальности это больше похоже, прошу прощения, на обжаривание туши на огне. Процесс кремации занимает около двух часов, затем оставшиеся кости дробят и перемалывают, чтобы они поместились в урну. После этого специальные веники заметают пепел в траурную урну, при этом веники не всегда тщательно очищаются, поэтому существует вероятность, что пепел разных людей может смешаться.
Воскрешение из мертвых
Как известно, воскрешение из мертвых, которое ждет нас в будущем, является одним из основополагающих постулатов иудаизма. Рамбам в своих Тринадцати принципах веры говорит об этом:
«Согласно еврейской традиции, существует одна кость под названием луз, которая находится в нижней части шеи и после похорон никогда не разлагается. В будущем, во время воскрешения из мертвых, когда души умерших будут воссоединяться со своими телами, человеческое тело будет восстановлено именно из этой кости».
Понятно, что в результате кремации эта кость разрушается наравне с остальными, что делает воскрешение из мертвых проблематичным…
Поэтому в свое время было принято раввинское постановление не хоронить на еврейском кладбище людей, которые сознательно выбрали кремацию.
Холокост
После трагедии Холкоста даже отношение светских евреев к кремации стало резко отрицательным. На нашем сайте мы уже поднимали эту тему (см. «Последний выбор»).
Вполне вероятно, что Ваша бабушка также пережила это страшное время и, соответственно, избежала печи крематория. Неужели теперь это будет сделано при содействии ее детей и внуков?
Как мы видим, принимая решение о форме захоронения, необходимо не только учитывать личные выгоды живых, но и позаботиться о духовных нуждах умершего. Это очень глубокие духовные вопросы, потому стоит хорошо подумать, прежде чем принимать решение, которое будет иметь вечные последствия.
С уважением, Яков Шуб
Рав Натан Агрес
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Сказано в Гемаре: «Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела в воскрешении мертвых, ибо Святой, благословен Он, всегда отмеряет меру за меру»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Рав Реувен Куклин
Так где находится душа после смерти?
Рав Реувен Куклин
Я думаю, это может только Б-г…
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Как тело может существовать вечно?
Рав Яков Шуб
Связан ли этот вопрос с будущим воскрешением мёртвых?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Овадья Климовский
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Представления мудрецов Греции и мудрецов Запада о душе совпадают в том, что душа – это чистая и отделенная от материальности сущность, лишенная тела и образа, и что она – источник познания.
Рав Реувен Куклин
Рав Берл Набутовский
Всем будет хорошо?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Эльяким Залкинд
Почему Яаков побоялся подниматься по лестнице?
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Леви Гдалевич
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»