Из цикла «Знание веры», темы: Б-г, Воскрешение из мертвых, Машиах, Конец дней, Рав Эуд Авицедек
Начиная с этой главы и далее, мы говорим о воскресении согласно позиции тех наших учителей, которые спорят с мнением Рамбама.
Открыли нам наши учителя, что будут два этапа в воскресении мертвых. И уже говорил об этом Саадия Гаон в своей книге «Эмунот ве-Деот». В седьмой речи он объясняет то воскресение мертвых, которое произойдет в дни Машиаха, а в девятой речи он говорит о воскресении, которое состоится в будущем мире. Он подробно рассказывает в обоих речах, а также и в своей книге «Сэфэр а-тхия», о всех деталях той жизни, которая будет в то время. Тот, кто желает расширить свои познания об этих вещах, пусть посмотрит там.
Также и автор книги «Яд рама», в главе «Хелек», и Ритва в своих комментариях к Талмуду, говорят о том, что надлежит быть двум воскресениям: одно — для праведников — в дни Машиаха, они узрят строительство Храма, а второе — для всего Израиля — близ седьмого тысячелетия (с приходом Субботы будущего века), см. также в респонсах Ридваза, который привел его слова, и так же пишет автор книги «Икарим», речь четвертая, глава 35.
И есть некоторые отличия в словах наших учителей относительно деталей этих воскресений, как именно они будут происходить, мы не станем подробно вдаваться в их изложение, но лишь приведем основные утверждения. Как пишет Рамбам: «Как именно исполнятся эти и подобные им пророчества, не будет знать никто до тех пор, пока они не исполнятся. Ибо слова пророков об этом неясны. И у мудрецов нет общепризнанного предания о том, как это будет происходить, они лишь толкуют стихи Танаха, [говорящие о Машиахе], и поэтому нет у них единого мнения в этом вопросе. Во всяком случае, нет обязательной для принятия версии о порядке событий [во времена Машиаха] и деталях того, что произойдет. И не следует человеку посвящать себя изучению преданий об этом и углублению в толкования пророчеств о Машиахе. Он не должен делать это основным своим занятием, ибо это не приведет его к любви и трепету пред Всевышним». (Рамбам, законы о царях, гл. 12).
И поясняется в книге Зоар, что первое воскресение мертвых состоится спустя 40 лет после собрания рассеяния: «Ибо так учили мы в Мишне: строительство Храма предваряет собрание рассеяния, а собрание рассеяния будет прежде воскресения мертвых, воскресение же мертвых — в самом конце. Откуда мы учим так? Из того, что сказано: “Отстроит Иерусалим Господь, рассеянных Израиля соберет, врачеватель сокрушенных сердцем и целитель ран их” — это воскресение мертвых, которое есть врачевание сокрушающихся сердцем об умерших своих. Вначале отстраивает Иерусалим, затем собирает рассеянных Израиля, а в самом конце — врачует сокрушенных сердцем. Так учили мы в Мишне: на сорок лет упреждает собрание рассеяния воскресение мертвых».
Также сказано там, что будет много воскресений между этими двумя воскресениями, как об этом подробно говорит автор книги «Лешем»: «На первый взгляд могло показаться правильным утверждать, что время, необходимое для растворения всех тех, кто умрет до воскресения, будет отличаться от человека к человеку в соответствии с его уровнем, но согласно другому варианту текста в упомянутом месте книги “Зоар”: “И воскресит их немедленно” выходит, что у всех один и тот же срок. Однако, представляется, что у каждого будет свое время смерти и воскресения, то есть, что они не умрут в одно и то же время, а, следовательно, и время воскресения будет различным. Ибо тот, кто очистится от своей скверны ранее другого, тот и умрет, и воскреснет раньше. Ибо смерть тогда будет заключаться лишь в растворении материальности тела и придать ему новый вид, и продолжительность времени от смерти до воскресения будет у всех одинаковой, но момент смерти будет разниться. И моменты смертей и воскресений всего того поколения будут длиться продолжительное время.
Но те праведники, которые уже умерли, восстанут первыми, т.е. сразу по прошествии сорока лет после собрания рассеяния. И об этом сказано в “Мидраш а-Нээлам” (глава Толдот 140а), что будет много воскресений, и время, в течение которого будут происходить эти воскресения, по мнению рабби Йеуды — от сорока лет после собрания рассеяния, когда произойдет первое воскресение, как мы сказали, до последнего воскресения — займет двести десять лет, а по мнению рабби Йицхака — двести четырнадцать лет. А рав Нахман сказал там, что нет установленного времени для этого, но каждый в соответствии с тем временем, которое он провел в прахе (т.е. рав Нахман считает, что воскресение не наступит немедленно после смерти, но каждый нуждается в том, чтобы растворилась материальность его кожаных одежд, “змеиной кожи”). Но сказал ему рабби Йоси, что несмотря на все это, все время воскресений займет двести десять лет по мнению рабби Йеуды и двести четырнадцать лет по мнению рабби Йицхака».
И описывает там автор подробно процесс перехода от дней Машиаха к жизни будущего мира: «Однако, по вышеупомянутому мнению рава Нахмана, который сказал (в “Мидраш а-Нээлам”, глава Толдот 140а), что все в соответствии с временем, проведенным в прахе, можно сказать, что незадолго до воскресения мертвых умрут все люди того поколения, и произойдет нечто похожее на то, что было во время дарования Торы, о котором сказали мудрецы (трактат Шаббат 88б), что с каждым речением, исходящим из уст Святого, благословен Он, отходила душа Израиля, но Всевышний спускал на них росу Торы и ей оживлял их. И было все это по той же причине, что и тогда они отрешились от всей своей скверны и тела их сменили “кожаные одежды” (“котнот ор” с буквой айин) на “одежды светлые” (“котнот ор” с буквой алеф), как и написано в святой книге “Зоар” (в конце главы Йитро), и потому отошла душа их и смерть их была смертью в поцелуе, когда душа исходит из тела от речей Его. И таким образом вся скверна их сожглась, грубость их уничтожилась, тело их стало чистым как небесный свод. И такой будет смерть перед воскресением мертвых, и все поколение умрет тогда в одночасье незадолго до воскресения смертью в поцелуе…
… И с того момента они будут жить вечной жизнью также и в теле, как и написано в трактате Санэдрин (92а): “Праведники, которых воскресит Господь, не возвратятся более в прах…”»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Нам очень трудно представить себе как достичь столь высокой ступени в верности Б-гу, чтобы получить право по своей воле направлять ангелов, как обычных людей