Из цикла «Знание веры», темы: Б-г, Машиах, Пророчество, Давид, Геула, Конец дней, Рав Эуд Авицедек
Видение Избавления состоит в примирении двух Машиахов, это единство, которое будет между Йеудой и Эфраимом, между качеством совершенного праведника и раскаявшегося грешника, «мир, мир далекому и близкому» (Йешая 57:19). И это в заслугу за признание, которое примиряет расставшихся: «“Признаю тебя братья твои” — ты признал праведность действий Тамар, потому и братья твои признают тебя и провозгласят тебя царем своим в этом мире и в будущем, в этом мире произошли от Йеуды тридцать царей… и в будущем мире также, как сказано: и раб Мой Давид — вождь их навеки» (Рабейну Бехайей 49:9 от имени мидраша Брейшит Раба).
И так объясняет Рамхаль там: «Ибо в то время устранит Святой, благословен Он, корень зла из мироздания, и вместе с ним исчезнет четвертое царство и князи его, это главы народов Эйсава и Йишмаэля. Оба Машиаха: Машиах бен Давид и Машиах бен Йосэф будут действовать вместе, без всякой ревности. И Моше, верный пастырь, завершит исправление Израиля».
И так пророчествовал Йехезкель в своем видении: «А ты, сын человеческий, возьми себе посох один, и напиши на нем: “Йеуде и сынам Йисраэйля, объединившимся с ним”. И возьми посох другой и напиши на нем: “Йосэйфа, посох Эфрайима и всех сынов Йисраэйля, объединившихся с ним”. (17) И приблизь их один к другому, (как будто) у тебя посох один, и превратятся в один в руке твоей. (18) И когда скажут тебе сыны народа твоего, говоря: “Не скажешь ли нам, что это у тебя?” (19) Скажи им: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я беру посох Йосэйфа, который в руке Эфрайима и колен Йисраэйля. объединившихся с ним; и положу его к посоху Йеуды, и сделаю их посохом единым, и превратятся они в один в руке Моей. (20) И будут посохи, на которых напишешь ты, в руке твоей пред глазами их. (21) И скажешь им: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я беру сынов Йисраэйля из среды народов, где ходили они; и соберу их со всех сторон и приведу их в землю их. (22) И сделаю их народом единым в стране той, на горах Йисраэйля. И царь один будет для всех них царем, и не будут впредь двумя народами. И никогда не разделятся впредь на два царства. (23) И не осквернятся впредь идолами своими, и гнусностями своими, и всякими преступлениями своими, и спасу (выведу) их из всех поселений их, где грешили они. И очищу их, и будут Мне народом, а Я буду им Б-гом. (24) И слуга Мой Давид — царь над ними…» (Йехезкель 37:16-24).
Виленский Гаон в нескольких местах объясняет, что последнее Избавление произойдет посредством Моше Рабейну.
«Ибо Шхина раскроется Учителю нашему Моше, который также будет последним Избавителем, как написано: “То, что было, то и будет” (Коэлет 1:9) и “Подобно дням исхода твоего из Египта…” (Миха 7:15), и так же как открылся знак завета во время Моше, как сказано: “И вот тебе знак” (Шмот 3:12), и потому произошли чудеса и знамения, и так будет и в будущем Избавлении» (Виленский Гаон, Тикунэй Зоар, 86:2).
«Из трех первых изгнаний были избавлены сыны Израиля в заслугу праотцев, но из последнего изгнания — лишь в заслугу Моше и Торы его» (Виленский Гаон, Тикунэй Зоар 62:5).
«И когда восстанет Моше Рабейну — возглавит процесс Избавления, ибо то, что было, то и будет» (Виленский Гаон, комментарий на Песнь Песней 4:6, Тикунэй Зоар 57:2).
Немного поясним, насколько мы способны, ведь корень Избавления из Египта и уровень его знамений, была в соответствии с уровнем раскрытия Торы, именем Йуд-hЭй-Вав-hЭй, и так будем и в будущем Избавлении, корень его будет соответствовать мощнейшим раскрытиям сокровенных тайн Торы, и как поясняет Раши в начале комментария к Песне Песней, толкуя стих «Поцелует меня поцелуями уст Своих», как известно. Все эти раскрытия суть Тора Моше, как говорит Виленский Гаон: «Новая Тора, которая будет раскрыта, не будет, не дай Бог так мыслить, другой Торой, но она будет понята намного лучше, чем теперь, и для нас станей новой, и Моше верный Пастырь скажет все те законы, которые есть у нас сегодня, а пророк Элияу будет пояснять, и не будет повторять законы простые, не нуждающиеся в пояснении, чтобы никто не сказал, что это Тора, отличная от той, которую мы имеем теперь» (Зоар, гл. Цав, 28:1). И см. также книгу «Нэцах Исраэль» Маараля, гл. 54 о том, что Моше и Аарон (ковчег?) соответствуют Машиаху и Элияу. У нас же есть лишь слова учителей наших относительно этих тайных вещей.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.