Из цикла «Знание веры», темы: Конец времен, Испытания, Машиах, Изгнание, Эдом, Избавление, Рав Эуд Авицедек
«В дни Машиаха наглость, хамство (по отношению к Небу и Учителям Торы) будет возрастать, — говорит Талмуд. — Понятие “уважение” исказится (будут уважать пустых людей). Урожай винограда — обильный, а вино — дорогое (пьянство возрастет необычайно). Великое государство начнет распространять идолопоклонство. К ясной мысли не будут прислушиваться. Собрание вождей превратится в сборище блуда. Людей совестливых будут презирать, и люди правды станут редкостью. Молодежь будет оскорблять пожилых людей. Пожилые люди должны будут вставать перед молодыми. Сын осыпает бранью отца, дочь воюет с матерью… Врагами человека будут члены его семьи. Образ поколения сравним с образом собаки».
Дни ступней Мессии характеризуются в особенности двумя вещами. Первая: спуск, можно даже сказать деградация духовности и нравственности в народе Израиля, вторая: многие беды поистине не постижимы, которые происходят как с отдельными людьми, так и с обществом. Оба этих фактора, вызывают отчаяние, от избавления.
Но в начале, разберем само название: «Пята Мессии».
«Ибо позорили враги твои, Господь, ибо позорили пяты Помазанника Твоего» (Теилим 89:52)
«Пяты Помазанника Твоего — концы царя Мессии, таковы слова Мишны: в поколении ступней Мессии возрастет наглость.» (Раши, там).
«Отвечает: “ибо позорили” — имеется ввиду, что есть у меня утешение в том, что я знаю, что то, что они позорили — есть пяты Помазанника Твоего, ибо через поругания явятся пяты Мессии, и в то время, когда умножатся ругательства их — это и есть знак, что придут пяты царя Машиаха, а потому, благословен Господь во век, амэн и амэн, ибо Он сохранит верность свою, и обетование его будет верным навеки» (Мальбим там же).
Здесь содержится раскрытие: деградация до пят — именно она приводит ноги Машиаха.
Ноги: это низшая часть строения человека, наиболее отдаленная от его возвышенного уровня. «Ноги — посланники тела» (Тикунэй Зоар 70). Можно сказать, что эта часть «вне тела». Таков смысл ног — выход за пределы человека во внешний мир. И поэтому, опасность греха, актуализация зла заложена в ногах, потому что именно они выходят за ограды предела святости внутри человека во внешний мир. «Храни ноги свои, и не согрешишь» (Йалкут Коэлет 571). Вдумайся в это хорошо.
Как было объяснено в другом месте, начало внедрения зла в структуру человека происходит посредством глаза. Именно там происходит соприкосновение человека с внешним миром, с грехом, как сказано: «и увидела женщина». Начало дел зла находится в ногах, потому и грешник называется «Идущим за своими глазами» (Сота 9б). В этом смысл корня греха: «мы находим в рассказе о древнем змее, что он положил глаз на то, что не полагается ему» (там же). И таков запрет, касающийся глаз: «и не шествуйте за глазами вашими». Шествие здесь — это шпионаж, шпионы шествуют и исследуют землю, это и есть шпионаж, движение человека из своего места с целью узнать, что творится во владениях другого, это опасность, которая заложена в сущности ног, выход из священной внутренности человека, из его личного пространства, в иные владения.
Повторение и действие без новой жизненности и нового желания, будто происходящее само собой, отрывается от внутреннего желания человека. Общим для ноги (рэгэль) и для привычки (hэргэль), что и в ноге та же суть: это орган, которому недостает жизненности уровня человека — это самый материальный аспект во всей его структуре. И поэтому, она отделена от остальной формы его жизни — «вне тела». Цель совершенства человека в том, что также и этот аспект ног будет исправлен.
«Так сказал Давид: не оставляй ноги мои ходить, куда они хотят, но лишь к Торе твоей весь день» (Шохер Тов, Теиилим 119). И когда была услышана молитва его: «Сказал Давид перед Святым, благословен Он: Владыка мира, я продумал пути мои»: каждый день изо дня в день я думал и говорил: в это место я пойду, в этот дом я пойду, а ноги мои приводили меня в дома молитвы, и дома учения, как сказано, и верну ноги мои «к заповедям твоим». Такова молитва всего Израиля: «чтобы Ты сделал нас привычными к Торе твоей», такова цель распространения святости человека единого с Торой на ноги, на привычку.
Конечная, самая низшая часть ноги — это пятка. Орган, лишенный чувства осязания и жизненности, и такова природа привычки в пятке: «заповеди, на которые человек наступает своими пятками». Получается, что пятка символизирует конец, самое низшее место в структуре человека. Когда этим словом называют поколение, хотят подчеркнуть самую низшую их ступень в человекоподобной структуре общего числа поколений.
Но следует понять, почему это название отнесено к Машиаху, а не к эпохе, которая предшествовала ему, ведь эта пятка предшествующих поколений. Выходит, что этот конец —есть начало ростка прихода Машиаха, подобно телу, идущему в след за пяткой. Это рассыпание в прах делает возможным его приход, «весь стал белым — чистый». И как объясняет Маараль немалое количество раз в своей книге «Нэцах Исраэль».
«И сказал Рав: где об этом написано? “Весь стал белым — чистый он”» ((Ваикра 13:13)). Однако, по размышлению, представляется очень далеким, чтобы из этого стиха было приведено доказательство этой идеи, ведь стих говорит о проказе. Но знай, что Писание говорит: «весь стал белым — чистый он», потому, что когда проказа занимает часть тела, Тора объявляет его не чистым, ибо проказа — есть испорченность человека, как сказано: «Да не будет она как мертворожденная, которая выходит из чрева матери своей и половину плоти её съедает». И такая испорченность не является естественной.
Однако, когда проказа распространилась по всему телу, то он чистый, потому что в таком случае, проказа не является чем-то не свойственным для мироустройства, где исчезновение существует ради возникновения. Ибо всякому бытию предшествует небытие, и так как небытие предшествует бытию, поэтому это небытие существует ради бытия. Если же проказа занимает часть тела, то она есть часть бытия, но проказа есть испорченность бытия, поэтому он нечистый. Потому что эта испорченность есть не ради бытия, но она есть испорченность бытия. Правило таково: когда есть испорченность бытия — есть нечистота. Только если испорченность существует ради другого бытия, ибо всякому бытию предшествует небытие, тогда это не называется испорченностью, но это есть бытие, и также, когда все поколение, пребывает в испорченности то такая испорченность не является отклонением от миропорядка. Ибо уже известно тебе, что обновлению бытия с необходимостью должно предшествовать бытие, и эта испорченность и есть бытие, и таков порядок. Ибо достойно и необходимо, чтобы была эта испорченность, потому что она нужна для бытия. И теперь он приводит доказательства из этого стиха весьма достойным образом, как ты можешь понять» (Маараль, Нэцах Исраэль, глава 35).
И так написано в книге — «Йешуот Мешихо» Абарбанеля (исследование первое, глава пятая): «Ибо идея избавления подобна естественному бытию, которое всегда пребывает в противоположностях, и новая форма может быть усвоена только в результате разрушения старой». И объясняет, что потому царство обратится в ересь и не воспримут увещевания: «Ибо если человек не склоняется к какой-либо вере, но лишен всякой веры, то он скорее воспримет истинную веру, чем примет её, будучи погружен в веру, противоречащую ей. Это один из смыслов слов “…бедный и восседающий на осле (хамор)”, это простота материи (хомэр), которая готова воспринять правильную форму, как объясняет Маараль в книге Нэцах Исраэль (глава 40) и других местах.
Приход Машиаха есть постройка нового мира, мира без зла, мира без злого начала, мира, полностью благого, духовно и материально. Такой мир не может быть продолжением предыдущего мира. Поэтому необходимо, чтобы старый мир рассыпался в прах, это порча, необходимая для нового бытия. Или через покаяние, которое само есть истребление мира греха и создание нового мира.
Поэтому эти дни называются пятой Машиаха, ибо их суть проистекает из прихода Машиаха. Вникни в это как следует.
Удивительное доказательство этому смыслу “Пяты Машиаха” мы наблюдаем в низложении четвертого царства в эти поколения пяты. И ведь должно было быть как раз наоборот, на первый взгляд, ведь крепость этого царства проистекает из разрушения царства Израиля, в тайне “полная разрушенная”, как мы говорили выше. Почему же параллельно с разрушением, происходящим в Израиле, рассыпается в прах и четвертое царство, в соответствии с видением Даниэля о четвертом звере?
Это видение есть ни что иное, как видение подготовки к приходу Машиаха — Пяты Машиаха, и построения царства Израиля. Из этой пяты пробивается свет начала избавления: “Тогда пробьется (йивака — буквы слов “акэв” (пята) и Яаков) как заря свет твой”. Это исполнение Писания: “И рука его держится за пяту Эйсава”, царство Яакова произрастает из пяты Эйсава — это и есть сама пята Машиаха, цель тьмы в том, чтоб стать светом.
Поговорим об основных характеристиках этой эпохи и начнем с самой тяжелой из них — ереси.
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).