Из цикла «Знание веры», темы: Конец времен, Испытания, Машиах, Изгнание, Рамбам, Избавление, Рав Эуд Авицедек
И все царство стало ересью — Санэдрин 97а
Не только ересь, но и царство, цель которого в низших мирах — раскрытие небесного царства, оно само стало ересью. В книге «Йешуот Мешихо» Абарбанеля объясняется, что эти слова относятся и к четвертому царству, и ко всему миру, и к еретикам в Израиле.
Рамбам объясняет, что испытание веры есть главное испытание поколения пяты Машиаха. Он видит в еретических сектах — и тех, кто отрицает основы веры, и тех, кто изобретает новые религии, главным образом, в христианстве, тех, кто стремится лишить Израиль его веры — с помощью насилия или соблазном — посланников этого испытания тех дней. Помимо этого, долгота изгнания и происходящих бед, которые ослабляют руки верующих в вечное избрание народа Израиля в надежду на его избавление. Отрицание есть страшнейшая беда — страшнейший грех, включающий все другие грехи, ибо через него человек разрушает свой мир, и в нем содержится опасность исчезновения народа Израиля. Без сомнения, это те испытания, про которые говорили пророки и мудрецы, описывая те страшные дни.
Мы приведем слова Рамбама из послания в Йемен, где он объясняет испытания веры, которым подвергается Израиль, называя их родовыми муками Машиаха:
Гонения настигают нас на концах земли, на востоке и на западе, — сыны Исраэля окружены врагами со всех сторон.
Нынешние тягостные времена узрел пророк в своем видении и стал молиться за нас, как сказано: «Господи Боже, останови, прошу! Как же поднимется Яаков? Ведь мал он!» (Амос 7:5). Да не смутят гонения и несчастья и не повергнут верующего в уныние. Нет сомнения, что это родовые муки, предшествующие приходу Машиаха. Мудрецы (наши) молили Творца о том, чтобы не привелось им присутствовать при этих муках. И пророки также, при одном помышлении о них, содрогались. Как сказано: «Сердце мое содрогается, трепет охватывает меня…» (Йешайя 21:4). Творец мироздания говорит в Своей Книге: «Увы! Кто останется в живых, когда Всесильный совершит это?» (Тора, Бэмидбар 24:23).
Ты пишешь, что у части нашего народа ослабела вера, возникла путаница (понятий), дрогнули сердца, одолеваемые сомнениями, и померкла мысль, но остальные не отклонились от веры и не пошатнулись в ней. Все это провидел Боговдохновенный пророк Даниэль, да осенит его мир, возвестив, что с течением времени в таком длительном, исполненном страданий изгнании нашем многие пошатнутся в вере, сомнение закрадется в сердца их, и впадут они в заблуждение. Причиной этого станет изнурение наше и жестокость гонителей, одолевающих нас.
А у другой части народа нашего не возникнет сомнений, и не отпадут, как сказано: «И прояснятся (их души), и просветлятся, и очистятся многие; нечестивцы же будут злодействовать. И никто из нечестивцев не постигнет (тайны происходящего), а мудрые постигнут» (Даниэль 12:10).
Но и мудрых этих и разумеющих, устоявших в страданиях и сохранивших веру во Всевышнего и в служителя Его Моше, постигнут новые бедствия, и страдания их будут горше прежних, пока не закрадется сомнение в сердца их, и впадут в заблуждение, и ошибутся, и ничего не откроется им, кроме ничтожной малости, как сказано: «И (некоторые) из мудрецов ошибутся в исчислении, выявлении и разъяснении последнего срока (прихода Машиаха), ибо срок еще не пришел» (Даниэль 11:35).
Рамбам раскрывает и типы преследований, которым подвергся Израиль:
А потом возникла другая (разновидность преследователей), новая секта, которая с особым рвением отравляет нам жизнь обоими способами сразу: и насилием, и мечом, и наветами, ложными доводами и толкованиями, утверждениями о наличии (несуществующих) противоречий в нашей Торе.
Эта секта вознамерилась извести наш народ новым способом. Ее глава коварно замыслил объявить себя пророком и создать новую веру, помимо Божественного учения — Торы, и провозгласил публично, что оба учения — от Бога. Целью его было заронить сомнение в сердца наши и посеять в них смятение.
Тора едина, а его учение — ее противоположность. Утверждение, что оба учения от единого Бога, направлено на подрыв Торы. Изощренный замысел этого весьма дурного человека отличался необыкновенным коварством: вначале попытаться извести своего врага так, чтобы самому остаться в живых; но если все старания останутся напрасны, предпринять попытку погубить своего врага ценой собственной гибели.
Злоумышленник этот был Йешуа из Ноцрата — еврей. Хотя отец его был нееврей и только мать была еврейка, закон гласит, что родившийся от нееврея (даже раба) и дочери Исраэля — еврей. Имя же, которым его нарекли, потворствовало его безмерной наглости. Он выдавал себя за посланца Божьего, который явился, чтобы разъяснить неясности в Торе, утверждая, что он Машиах, обещанный нам всеми пророками. Его истолкование Торы, в полном соответствии с его замыслом, вело к упразднению ее и всех ее заповедей и допускало нарушение всех ее предостережений. Мудрецы наши, благословенна их память, разгадали его замысел прежде, чем он достиг широкой известности в народе, и поступили с ним так, как он того заслуживал. Всевышний через пророка Даниэля возвестил нам заранее, что человек, из нечестивцев нашего народа и вероотступников, попытается унизить и опровергнуть Тору, выдав себя за пророка, и зайдет так далеко, что провозгласит себя Машиахом, но Всевышний обречет его (замыслы) на провал, — как это и произошло в действительности. У Даниэля сказано: «И нечестивые из народа твоего поднимутся, чтобы осуществить предсказанное, но потерпят поражение» (Даниэль 11:14).
Спустя немалое время после его смерти возникла религия, основоположником которой его считают. Она распространилась среди сынов Эйсава, об обращении которых он сам и не помышлял. Религии и вере евреев это не нанесло никакого ущерба. Ни у народа в целом, ни у отдельных его представителей не возникло каких-либо сомнений или колебаний: его ущербность была им ясна — он был потерян для нас и отвергнут нами еще до того, как с ним произошло то, что произошло.
А вслед за ним появился безумец и пошел по проложенному им (Ешу) пути, с тем, чтобы подменить и аннулировать ее. Рамбам подчеркивает, что для Мухамеда характерно стремление к власти и к порабощению народов.
Рамбам здесь имеет в виду Мухамеда и указывает, что — подобно Ешу — тот присовокупил к нашей Торе свое учение,
Оба они (Ешу и Мухамед) страстно желали уподобить свою ложь Божественному закону. Но созданное человеком может уподобиться созданному Всевышним разве что в глазах ничего не разумеющего ребенка.
Наша религия отличается от других религий, которые стремятся ей уподобиться, как живой, испытывающий чувства человек отличается от (человекообразного) идола, изготовленного ремесленником…
Только глупец, не ведающий тайн Священного писания и внутреннего смысла заповедей, может усмотреть сходство между нашей религией и поддельными религиями, сработанными человеком…
Мудрость истинного Божественного закона в его внутреннем содержании и смысле. Нет в Торе такого повеления и такого предостережения, которое по самой сути своей не несло бы человеку двойного блага — полноты душевной и телесной, избавляющей его от ущербности и наделяющей его высокими нравственными и интеллектуальными достоинствами: массу — по ее возможностям, а единицы (выдающиеся личности) — в меру их (высокого) постижения Торы.
И благодаря им (этим высоким нравственным и интеллектуальным достоинствам) станет реальным общество Господне (человеческое общество), обретшее эту двойную полноту.
Первая из них — полнота и незыблемость существования в этом мире при изобилии благ, действительно необходимых человеку. И вторая полнота — интеллектуальное постижение (мироздания), его истинной сущности, в полную меру способностей человека.
Ведь известно, что религии, подделывающиеся под нашу религию, лишены внутреннего содержания и смысла. Они представляют собой набор историй и фантазий, с помощью которых (провозгласивший их) подражатель (Ешу, а вслед за ним и Мухамед) стремится добиться почитания, чтобы о нем говорили, что он подобен тому-то и тому-то (Моше или другим пророкам).
Но открылась мудрецам его преступность (в другой версии — «его нагота»), и осмеяли его, как обезьяну, передразнивающую человека.
Творец через пророка Даниэля, да пребудет он в мире, предсказал нам, что со временем появится человек, который провозгласит религию, имеющую внешнее сходство с истинной религией, и будет велеречив и высокомерно объявит, что на него снизошел дух пророчества и ему даровано Писание, что Творец говорил с ним, а он говорил с Творцом и т. д. и т. п. Это поведал нам Даниэль, предсказывая возвышение царя Эдома (Рима, здесь олицетворяющего христианство).
А возвышение безумца (Мухамеда, иными словами ислама), предсказывая его победы над царями Эдома, Параса (Персии) и Явана (Греции), сравнил Даниэль с рогом растущим, удлиняющимся и разбухающим. Смысл этих стихов ясен всем — и простому народу, а не только отдельным (мудрецам). Ведь все предсказанное действительно осуществилось в мире. И нет стихам этим иного толкования, помимо их прямого смысла.
Ибо так сказал Даниэль: «Я глядел на рога, и вот между ними появился еще один небольшой рог, и из-за него отвалились три прежних рога. У этого рога были глаза, подобные глазам человеческим, и уста, говорившие высокомерно» (Даниэль 7:8).
Вникни в смысл притчи и узришь чудеса. Даниэль говорит, что увидел малый рог — растущий, и был изумлен его (возрастающей) длиной и размером и тем, как он отбросил три прежних рога, пока вдруг не разглядел на этом роге глаза, подобные глазам человеческим, и уста, говорившие высокомерно.
Речь здесь идет о том, что этот предсказанный (в пророчестве Даниэля) провозгласит веру, подражающую вере во Всевышнего, и объявит себя пророком и будет многоречив. Даниэль разъясняет нам, что намерение того (лжепророка) будет подорвать и аннулировать, подменить Тору, которая в руках наших, как сказано: «И возмечтает он изменить (урочные) времена (праздников их) и их закон, и будут они отданы в руки его на срок, и сроки, и полсрока» (Даниэль 7:25).
Творец, благословен Он, открыл Даниэлю, что в грядущем, после того, как тот возвеличится на длительное время, Он уничтожит его вместе со всеми сохранившимися народами, предшествовавшими ему (в стремлении истребить веру Исраэля).
Все три эти разновидности преследователей (нашей веры): насильники, «опровергатели» и «подражатели» — все погибнут.
Они возвысились над нами и поработили нас лишь до времени. Обещанное нам Творцом, да будет Он благословляем, сохраняет силу на веки веков. Он истребит всех, кто преследует и истребляет нас. Давид, осиянный духом святости, говорит о народе Исраэля в изгнании, сетующем на невыносимость страданий и на безмерную жестокость народов-поработителей, что не дано нашим врагам уничтожить нас и изгладить наше имя: «Тяжко угнетали меня с юности моей, но не одолели!» (Псалом 129:1, 2).
И такое определение дает Рамбам этому тяжелому испытанию поколения пяты Машиаха:
И о Йешуа Ганоцри, который воображал, что он Машиах, и был казнен по приговору суда, предсказал Даниэль: «И преступные сыны народа твоего дерзнут осуществить пророчество и потерпят поражение» (Даниэль, 11:14), — ибо может ли быть больший провал, [чем тот, который потерпел этот человек]? Ведь все пророки говорили, что Машиах — спаситель Израиля и избавитель его, что он укрепит народ в соблюдении заповедей. Этот же был причиной тому, что сыны Израиля гибли от меча и остаток их был рассеян; они были подвергнуты унижению. Тору подменили другой, большая часть мира была введена в заблуждение, служа другому богу, а не Всевышнему. Однако замыслы Творца мира не в силах постичь человек, ибо «не пути наши — Его пути, и не наши мысли — Его мысли», и все происшедшее с Йешуа Ганоцри и с пророком измаильтян, который пришел после него, было подготовкой пути для царя Машиаха, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему, как сказано: «Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и стянут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе» (Цфанья, 3:9). Каким образом [те двое способствовали этому]? Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие — что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришел Машиах, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение. Все эти страшные злоключения, и все религиозные испытания, которым подвергся еврейский народ, начиная с разрушения второго храма до сего дня, являются, по большинству, следствием этих двух лжемессий: назареянина (Йешу) и мусульманина (Мухаммад).
«Вне сомнения, что это родовые муки Машиаха, о которых просили мудрецы Творца, чтобы им не пришлось жить в эти дни»
Ересь, которая возникла в дни Второго Храма, началась с отрицания мудрецов устной Торы. От этого отрицания до отрицания Торы и заповедей, спуск был очень быстрым, вплоть до принятия новой религии сектой в Израиле. Влияние этих еретических сект в их разновидностях существует на протяжении всех поколений вплоть до нашего. Влияние христианства привело с одной стороны к ослаблению веры в предназначение народа Израиля и его вечного избрания, а с другой стороны к ненависти к евреям, которая, проникнув в народы мира, привела к преследованию и физическому истреблению большей части еврейского народа. Это также относится к испытаниям веры, характерным для поколения Пяты Машиаха.
Отрицание этими сектами тринадцати основ веры или их части оказывает влияние на протяжении поколений на стойкость веры Израиля. Это испытание веры в тени царства которое стало ересью.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.