Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Пинхас, Жертвоприношения, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Мое жертвоприношение (кровь, бросаемую на жертвенник — прим.), хлеб Мой, огнепалимый»[1].
Написано в Мидраше[2]: Если ты скажешь, что я нуждаюсь в пище и питье — учи от Моше, о котором сказано: «И находился там (на горе Синай — прим.), перед Б-гом, сорок дней и сорок ночей. Хлеба не ел и воды не пил.»[3]. Если бы на горе Синай была еда, он бы ел. И сказано[4]: «Закон — пусть человек не ведет себя отлично от того, как принято вести себя в том месте, куда он попал, ведь Моше попал на небо (на гору Синай) и не ел, а ангелы, спустившись на землю (проведать Авраама), ели хлеб»[5].
Здесь можно спросить, почему доказательство приводят из того, что Моше не ел. Лучше было бы привести тот факт, что все время, пока Моше находился на горе Синай, он не спал! Ведь про сон сказано в Тамлуде[6]: «Если человек дал клятву не спать три дня, то это напрасная клятва. Он получает наказание и обязан немедленно идти спать. Клятва его — не клятва». Но без еды можно продержаться больше времени. Рабби Яаков из Дубно ответил на этот вопрос, на основе произошедшего однажды с ним самим.
Однажды он остановился на ночь в одной деревне. Ему не предложили поесть, а он был страшно голоден. Он попросил дать ему чего-нибудь, чтобы заглушить голод, но хозяева ему сказали, что у них в доме нет ни крошки еды. Ему указали место для сна, и он лег. Через какое-то время, хозяева решили, что гость крепко уснул, и вынули из печи обильную, достойную стола царя Шломо, трапезу. На самом же деле, гость не спал, и все видел. Тогда он сказал себе: «Теперь я понимаю, почему мудрецы доказывали, что человек не должен вести себя отлично от того, как принято там, куда он попал, на примере того, что Моше не ел на горе Синай, так как ангелы не едят. Ведь понятно, что мы можем засвидетельствовать, что все время, пока Моше находился на небе, он также и не спал, потому что если бы он спал, то как могли бы доказать, что он не ел так, как ангелы не ели? Быть может ангелы ели, пока он спал?!»
«На восьмой день праздничное собрание пусть будет у вас»[7].
Написано в Мидраше[8][9]: «Приумножил Ты (благо) народу, Б-г, приумножил Ты народу, (добавили) почитание Тебе…»Сказал еврейский народ Всевышнему: «Ты дашь нам праздники, а мы будем приносить Тебе жертвы и почитать Тебя».
Это можно разъяснить притчей:
Притча.
Отец дал сыновьям подарки. Один сын спрятал их на хранение. А другой, получив от отца дары, пошел играть в азартные игры, и проиграл все, что отец ему дал. Конечно, второму сыну не полагается больше подарков от отца, ведь он их не ценит, а готов расстаться с ними в игре. Тот, кто с этим сыном играет, не имеет никакого отношения к его отцу, а потому тоже не станет хранить эти вещи у себя. Сын, который хранит подарки отца, ценит их и испытывает благодарность к отцу, за то, что подарил ему их. А тот негодяй, который готов рисковать подарками отца в игре, не будет испытывать к отцу никакой благодарности, ведь в его глазах они уже потеряны.
Смысл этой притчи в том, что когда Всевышний умножает нам дары — как, к примеру, святые праздники, мы очень рады, исполняя заповеди этих дней, и благо это хранится у нас, и не перепадает никому другому. А другие в свои праздники пьют допьяна, и дают напиться другим. И потому пророк сказал дважды: «Приумножил Ты благо народу, Б-г, приумножил Ты народу» — ему самому. И потому: «.(добавили) почитание Тебе.» — ведь нам подобает благодарить Тебя за Твое добро и благословлять Твое имя за то благословение, которое мы получили. Но — «…и отодвинул Ты все края земли»[10](то есть дал благополучие поколениям Потопа, Вавилонской башни, Сдому и Аморе, фараону, Санхериву, Навуходоносору — и они обернули его против Тебя — прим.).
[1] Бемидбар 28:2
[2] Мидраш Бемидбар Раба 21:16
[3] Шмот 24:18
[4] Бава Мециа 86б
[5] Берешит 18:5-8
[6] Недарим 15а
[7] Бемидбар 29:35
[8] Мидраш Бемидбар Раба 21:23
[9] Йешаяу 26:15
[10] Йешаяу 26:15
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).