Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча о богаче и двух сыновьях, или почему в Торе поменялся порядок слов

«И записал Моше места их стоянок во время переходов их, по приказу Б-га, и вот переходы их, в соответствии со стоянками»[1].

Многие мудрецы толковали, почему в конце стиха сказано «переходы их, в соответствии со стоянками» — в другом порядке, не как в начале.

Притча.

У одного богача были два сына. Он сосватал старшего сына и передал деньги, которые он обязался дать на свадьбу, посланнику. Второй сын видел, что отец щедро тратится на его брата и сказал отцу: «Почему ты и мне не даешь такие суммы? Чем я хуже?» Отец ответил: «Твоему брату пришло время жениться, и эти деньги — его приданое. А ты еще мал. Но ты можешь записать себе, какую сумму я дал твоему брату, и я подпишу, что и ты получишь такую сумму, когда женишься».
Сын так и поступил. Он записал себе, сколько отец дал старшему брату. Затем он увидел, что из лавки привезли разные дорогие ткани, и очень обрадовался. Но когда пришел портной, он стал мерить размеры старшего брата, а к нему не подошел.
Мальчик стал плакать: «Из всех этих тканей портной пошьет одежду только для моего брата, а мне ничего не сошьет!» Отец ответил: «Я ведь тебе уже сказал, что твой брат женится, и необходимо пошить ему одежду на свадьбу. Запиши себе, сколько одежды я велел пошить твоему брату, и, конечно, я тебе тоже пошью не меньше!» Мальчик не отходил от портного ни на шаг и записал каждый предмет одежды, а также все драгоценности, которые приготовили для невесты.
Когда мастера закончили пошив одежды и изготовление драгоценностей, отец жениха спрятал их в сундук, где они должны были храниться до свадьбы. Как-то утром он обнаружил, что сундук пропал. Он очень переживал, ведь день свадьбы близился. Он побежал в лавку, и принес новый материал, и снова послал за портным. Младший сын увидел, что снова шьют одежду, и тут же записал все, что шили.
Наконец, настал день свадьбы. Жених с младшим братом и тестем вышел погулять мимо виноградников, и стал описывать щедрость отца, который приготовил ему много одежды — на шабат и праздники, и на будние дни, по нескольку комплектов. Причем сделал это три или четыре раза, так как то, что он приготовил, было несколько раз украдено из дома. Младший брат возразил: «Дорогой брат, ты говоришь неверно!» Старший брат удивился: «Почему это? Разве ты не знаешь, что первые заготовленные для меня вещи были украдены, и пришлось шить все заново?! Это я и рассказываю!» Мальчик ответил: «Это было не так. Я хотел, чтобы отец приготовил побольше одежды для меня. Поэтому я поступал умно: науськивал воров, чтобы украли приготовленное, и отцу пришлось бы снова заказывать одежду. Таким образом, было пошито большое количество одежды, а я все тщательно записывал, ведь отец сказал, что к моей свадьбе приготовит мне такое же количество вещей, как к твоей. Поэтому ты рассуждал неправильно. Не шили повторно одежду из-за того, что украли первую, а наоборот, первую украли для того, чтобы пошили еще!»

Смысл этой притчи в том, что наш учитель Моше, да покоится с миром, записывал все, что происходило с народом во время странствований по пустыне — голод, жажда, войны. И это то, что сказано: «И записал Моше места их стоянок во время переходов…» — в память о том, что происходило в этих местах. Написано в Мидраше[2]: Сказано: «Вот переходы их…». На что это похоже? На царя, у которого болел сын. Он повез его в одно место на лечение. Когда они возвращались, отец начал перечислять все, что происходило в их поездке: «здесь остановились на ночлег, здесь было очень холодно, здесь у тебя болела голова». Так сказал Б-г Моше: «Перечисли все места, в которых они меня сердили!» И это то, что сказано: «Вот переходы». А чтобы человек не подумал, что происшествия эти случались из-за того, что народ попадал в эти места (то есть, что реальность каждого места влияла на поведение евреев — прим.), было сказано потом наоборот: «и вот переходы их, в соответствии со стоянками» — Всевышний специально повел народ через эти места, чтобы с ним случились те происшествия, которые случились. Это нужно было, чтобы заложить основу (по принципу «деяния отцов — знак для потомков» — маасэ авот симан ле-баним) для будущего спасения еврейского народа в его переходах по всему миру, и подготовкой к будущему полному избавлению.


[1] Бемидбар 33:2

[2] Мидраш Бемидбар Раба 23:3

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 


Публикуем материал о качестве Богобоязненности из «Книги о человеческих достоинствах — Орхот Цадиким» («Пути праведников»), книги, которая стала в еврейском мире признанным руководством по самосовершенствованию. Читать дальше

Пути праведников. Страх перед Всевышним

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”

Пути праведников. Стыд

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».

Улыбайтесь, вас снимает скрытая камера!

Переводчик Виктория Ходосевич

Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.

Трепет месяца Элуль 1

Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»

Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.