Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Масей, Магид из Дубно, Еврейская притча, Книга Бемидбар
«И записал Моше места их стоянок во время переходов их, по приказу Б-га, и вот переходы их, в соответствии со стоянками»[1].
Многие мудрецы толковали, почему в конце стиха сказано «переходы их, в соответствии со стоянками» — в другом порядке, не как в начале.
Притча.
У одного богача были два сына. Он сосватал старшего сына и передал деньги, которые он обязался дать на свадьбу, посланнику. Второй сын видел, что отец щедро тратится на его брата и сказал отцу: «Почему ты и мне не даешь такие суммы? Чем я хуже?» Отец ответил: «Твоему брату пришло время жениться, и эти деньги — его приданое. А ты еще мал. Но ты можешь записать себе, какую сумму я дал твоему брату, и я подпишу, что и ты получишь такую сумму, когда женишься».
Сын так и поступил. Он записал себе, сколько отец дал старшему брату. Затем он увидел, что из лавки привезли разные дорогие ткани, и очень обрадовался. Но когда пришел портной, он стал мерить размеры старшего брата, а к нему не подошел.
Мальчик стал плакать: «Из всех этих тканей портной пошьет одежду только для моего брата, а мне ничего не сошьет!» Отец ответил: «Я ведь тебе уже сказал, что твой брат женится, и необходимо пошить ему одежду на свадьбу. Запиши себе, сколько одежды я велел пошить твоему брату, и, конечно, я тебе тоже пошью не меньше!» Мальчик не отходил от портного ни на шаг и записал каждый предмет одежды, а также все драгоценности, которые приготовили для невесты.
Когда мастера закончили пошив одежды и изготовление драгоценностей, отец жениха спрятал их в сундук, где они должны были храниться до свадьбы. Как-то утром он обнаружил, что сундук пропал. Он очень переживал, ведь день свадьбы близился. Он побежал в лавку, и принес новый материал, и снова послал за портным. Младший сын увидел, что снова шьют одежду, и тут же записал все, что шили.
Наконец, настал день свадьбы. Жених с младшим братом и тестем вышел погулять мимо виноградников, и стал описывать щедрость отца, который приготовил ему много одежды — на шабат и праздники, и на будние дни, по нескольку комплектов. Причем сделал это три или четыре раза, так как то, что он приготовил, было несколько раз украдено из дома. Младший брат возразил: «Дорогой брат, ты говоришь неверно!» Старший брат удивился: «Почему это? Разве ты не знаешь, что первые заготовленные для меня вещи были украдены, и пришлось шить все заново?! Это я и рассказываю!» Мальчик ответил: «Это было не так. Я хотел, чтобы отец приготовил побольше одежды для меня. Поэтому я поступал умно: науськивал воров, чтобы украли приготовленное, и отцу пришлось бы снова заказывать одежду. Таким образом, было пошито большое количество одежды, а я все тщательно записывал, ведь отец сказал, что к моей свадьбе приготовит мне такое же количество вещей, как к твоей. Поэтому ты рассуждал неправильно. Не шили повторно одежду из-за того, что украли первую, а наоборот, первую украли для того, чтобы пошили еще!»
Смысл этой притчи в том, что наш учитель Моше, да покоится с миром, записывал все, что происходило с народом во время странствований по пустыне — голод, жажда, войны. И это то, что сказано: «И записал Моше места их стоянок во время переходов…» — в память о том, что происходило в этих местах. Написано в Мидраше[2]: Сказано: «Вот переходы их…». На что это похоже? На царя, у которого болел сын. Он повез его в одно место на лечение. Когда они возвращались, отец начал перечислять все, что происходило в их поездке: «здесь остановились на ночлег, здесь было очень холодно, здесь у тебя болела голова». Так сказал Б-г Моше: «Перечисли все места, в которых они меня сердили!» И это то, что сказано: «Вот переходы». А чтобы человек не подумал, что происшествия эти случались из-за того, что народ попадал в эти места (то есть, что реальность каждого места влияла на поведение евреев — прим.), было сказано потом наоборот: «и вот переходы их, в соответствии со стоянками» — Всевышний специально повел народ через эти места, чтобы с ним случились те происшествия, которые случились. Это нужно было, чтобы заложить основу (по принципу «деяния отцов — знак для потомков» — маасэ авот симан ле-баним) для будущего спасения еврейского народа в его переходах по всему миру, и подготовкой к будущему полному избавлению.
[1] Бемидбар 33:2
[2] Мидраш Бемидбар Раба 23:3
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»