Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваишлах, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
«И вышла Дина, дочь Леи… и увидел ее Шхем, сын Хамора… и взял ее, и лег с нею. а так не делается»[1].
Мидраш[2]: И среди других народов разврат был запрещен с тех пор, как мир был наказан Потопом. И следует пояснить, почему сыновья Яакова сначала сказали: «ведь мерзость совершил он, изнасиловав дочь Яакова», а потом: «а так не делается», то есть, сначала назвали большее зло — причиненное дочери Яакова, а потом меньшее — что это недопустимо и у других народов. Ведь логично было бы сказать: «Он совершил мерзость, тем более что это была дочь Яакова».
Можно понять это с помощью притчи.
Притча.
Один человек был в гостях у хозяина трактира. Ночью он встал, и тихонько пошел в погреб с вином. По дороге опрокинул шкафчик с посудой. Когда хозяин узнал о разбитой посуде, то потребовал от гостя оплатить ущерб. А тот в свою защиту сказал: «В чем я виноват?! Я не увидел в темноте этот шкафчик, а потому не обошел его!» Стали выяснять, как он оказался в помещение, где хранилась посуда. Если бы он шел попить воды, так как испытывал жажду, и нечаянно опрокинул в темноте шкафчик, то хозяин не мог бы иметь к нему претензий. Но раз он собирался без разрешения напиться вина, то это было уже не необходимость, а удовольствие. Следовательно, он должен заплатить за причиненный ущерб, ведь он шел в погреб, чтобы украсть.
Смысл этой притчи в том, что Шхем, сын Хамора, хотел предаться разврату с любой местной девушкой и встретил Дину, дочь Яакова. Может, и можно было сказать, что он не хотел причинить зла именно ей, или что не понимал, кто она и насколько большим злом было взять именно ее. Но все эти оправдания были бы уместны, если бы он поступил согласно обычаям и правилам своей страны. Но это было не так, ведь все народы запретили разврат после Потопа. Поэтому он оказался виновным и в разврате и в том, что взял именно дочь Яакова, ведь с самого начала он собирался совершить злой поступок. И это то, что сказали сыновья Яакова: «… ведь мерзость совершил он, изнасиловав дочь Яакова» — он сделал великую мерзость, причинив зло дочери Яакова, а так не делается даже среди других народов. То есть, такому поступку вообще нет места, а не только с Диной. А потому грех его чрезвычайно велик.
«…который осквернил Дину, сестру их»[3].
На первый взгляд кажется, что слова «который осквернил» лишние, так как проступок Шхема уже упоминался раньше. Но если углубиться в это, то станет понятным, что сыновья Яакова, да покоятся с миром, хотели поставить этих злодеев на место и уличить их в похотливости и злых помыслах. Несомненно, сыновья Яакова считали, что Шхем просто хотел позабавиться с красивой девушкой, а не нанести вред именно дому Яакова. Но когда его отец Хамор пришел к ним просить, чтобы отдали Дину в жены его сыну, он, чтобы им понравиться, сказал, что Шхем не просто искал разврата, а хотел взять себе девушку именно из высокопоставленной семьи. Поэтому он и сказал: «Возжелала душа моего сына Шхема вашу дочь» — потому что она из семьи великих. Когда сыновья Яакова услышали, что на самом деле Шхем именно нацелился осквернить их святую семью, им стало очень обидно, и поэтому снова сказано: «который осквернил Дину, сестру их».
Притча.
Один человек устроил пир, созвал гостей и усадил их по старшинству. Он поставил перед ними блюдо, и тут вскочил самый младший и схватил себе самую лучшую порцию. Хозяин дома был очень недоволен, но промолчал, так как посчитал, что так вышло случайно — просто этот кусок оказался ближе всего к тому гостю. Но когда он принес новое блюдо, тот негодяй снова протянул руку, и стал переворачивать все куски в поисках самого лучшего. Когда хозяин увидел, что он снова поступает неприлично, очень рассердился, ведь сначала он думал, что этот гость взял лучшую порцию случайно. Но теперь он увидел, как тот переворачивает все куски в поисках лучшего, и не понимает, что ему это не полагается!
[1] Берешит 34:1-2, 7
[2] Мидраш Берешит Раба 80:6
[3] Берешит 34:13
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего