Из цикла «Рассказы рава Карлебаха», темы: Еврейская скромность, Хасиды, Рассказы, Карлибах
Я слышал про нашего учителя из Амшинова, что когда к нему приходил молодой человек, студент ешивы, и говорил: «Святой учитель, я хочу стать твоим хасидом», — тот неизменно отвечал: «Прежде чем ты решишь стать моим хасидом, я обязан рассказать тебе историю про нашего святого учителя раби Зушу из Аниполи (из украинского села Аннополи)…»
Все мы знаем, что жизнь у раби Зуши была очень тяжелой, но несмотря на это, он всегда был наполнен радостью. Его вера, его умение полагаться на Вс-вышнего — кто еще достиг того же уровня, что Реб Зуша?
Реб Зуша ни разу за свою жизнь не произнес слова «я». Есть только один «Я»: «Я — Вс-вышний Б-г твой!» Когда он говорил про себя, он говорил «Зуша».
В Аниполи было два духовных руководителя: Реб Зуша и еще один раввин. Реб Зуша жил в радости, а тот раввин был сердитым человеком. Вы знаете, друзья, если человек всегда погружен в злость или грусть, ему даже самого себя терпеть бывает сложно.
Однажды ночью он подумал: «Сил больше у меня нет. Что мне делать с собой?!» Раввин дождался середины ночи, чтобы его точно никто не увидел, вышел из своего дома и постучался в дверь к Реб Зуше. Пришел к нему и говорит:
— Не понимаю я тебя, Реб Зуша! Откуда ты берешь радость, если у тебя такая тяжелая жизнь?! А у меня всего достаточно, но при этом я все время сержусь, тоскую и злюсь… Как мне исправить это?
Вот что Реб Зуша ответил ему:
— Зуша тебе сейчас объяснит. Начнем со свадьбы богача Мойшеле, которая была на прошлой неделе. Он на свадьбу своей дочери позвал всё местечко. Ты помнишь, Мойшеле прислал к тебе человека, чтобы пригласить тебя? Он провозгласил тогда: «Мойшеле приглашает тебя на свадьбу своей дочери!» А ты ему ответил: «Дай мне сначала посмотреть список приглашенных».
Ты взял список, увидел, что твое имя там идет четырнадцатым номером, и подумал: «Я иду под номером 14? Я — раввин?! Я должен быть первым в списке! Если он меня внес под номером 14, то я приду… с опозданием!» Так ты решил…
И вот ты пришел с большим опозданием на свадьбу, а там все сидят и едят, и нет для тебя свободного места за почетным столом. Ты сел за стол где-то в стороне, сидишь и злишься на жениха и невесту, на свою жену и на самого Вс-вышнего, еще злишься на родителей жениха, на родителей невесты — в общем, ты злишься буквально на всех.
Вдруг подходит к тебе богач Мойшеле, и видит, как ты — раввин — сидишь один в сторонке, и обращается к тебе: «Учитель наш, рабби, мы ждали тебя! Как жаль, что ты не пришел вовремя — так что пришлось другому человеку провести церемонию свадьбы. Садись, пожалуйста, на почетное место!»
Но к этому моменту за почетным столом не было ни одного свободного места, так что Мойшеле дал раву стул и посадил его за почетный стол — но снова сбоку, за чьей-то спиной. Разносчик подает кушанья — но он не видит тебя, рав! И вот все получили еду, кроме тебя.
Мойшеле оглядывает зал и видит, что ты сидишь с пустой тарелкой. Ну, а ты в это время последними словами ругаешь несчастного разносчика. Мойшеле говорит: «Минуточку, рабби, я сейчас принесу еду!» Но дело в том, что еды уже не осталось. Тогда богач Мойшеле бежит на кухню и начинает там собирать остатки от разных блюд. В конце концов он приносит тебе полную тарелку, и ты видишь, что половина того, что там находится, явно было кем-то недоедено. Ты заводишься еще больше: «Какой наглец! Что он мне принес!»
Тем временем, трапеза подходит к концу, и остается еще одна почетная обязанность: ты же раввин, так что в благодарственной молитве после трапезы ты скажешь традиционные свадебные «семь благословений». Ты сидишь и ждешь, когда к тебе подойдут и окажут тебе причитающиеся почести. Но богач уже забыл про тебя: вести благодарственную молитву он предлагает кому-то другому, да и семь благословений тоже произносят другие люди. Ты возвращаешься домой недовольный и злой. Ты поносишь жениха, невесту, их родителей и всех их предков вплоть до Авраама-авину и Сары. Ругаешь всех и каждого, кто живет на белом свете.
А вот Зуша поступил совсем иначе. Когда посланник богача Мойшеле явился к Зуше в дом и объявил, что богач приглашает его на свадьбу своей дочери, Зуша спросил недоверчиво: «Ты уверен, что приглашаешь именно Зушу? Никогда Зуша не сделал для него ничего такого, чтобы он его пригласил… Достоин ли Зуша?» Посланник уверил Зушу: «Да-да-да, богач Мойшеле приглашает тебя».
Тогда Зуша подумал: «Какой праведник этот Мойшеле — приглашает меня, хотя нет за мной ничего, что сделало бы меня достойным этого приглашения. Но если он приглашает меня — я должен показать ему, как я ценю его хорошее отношение». Зуша пришел за несколько часов до хупы и спросил, чем может помочь. Зуша провел свадебную церемонию, Зуша сидел за столом, Зуша вел молитву после трапезы, Зуша принял участие в чтении «семи благословений». Зуша вернулся домой, любя весь мир: свою жену, своих детей, весь народ Израиля.
Разве ты не видишь? Ты хочешь всего — и не получаешь ничего. Зуша не хочет ничего — но получает всё.
Рав Шауль Вагшал
В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Притчи Хафец Хаима
Йегуда Авнер
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Массовая безработица, закрытие крупных предприятий и миграция обедневших жителей — явления одного порядка. Их причиной является отказ от субсидирования изучения Торы.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»