Из цикла «Рассказы рава Карлебаха», темы: Шабат, Зажигание свечей, Карлибах
Эту историю я хочу рассказать всем вам, но особенно — сестрам и матерям. Она произошла лет сто пятьдесят назад в городке украинского Полесья под названием Виледник.
В наше время много пар расстается, много семей разрушается, много домов повержены в хаос. В те времена муж и жена, если уж поженились, то оставались вместе миллион лет! Но однажды Виледникер, Ребе Исроэль Виледник, ученик Ребе из Чернобыля, услышал, что жена одного из его учеников ушла от мужа и переехала обратно к родителям. Можете себе такое представить?
Через несколько дней Ребе Виледник позвал женщину к себе:
— Знаешь, твой муж всю ночь провел в синагоге: читал Псалмы и молился Б-гу, чтобы Он вселил в твоё сердце желание вернуться. Твой муж так сильно любит тебя… Почему ты ушла от него?
Женщина отвечает:
— Ох, Ребе, разве я потому ушла от мужа, что не люблю его? Я очень люблю его, но что же мне делать, если у нас нет детей? Я больше не могу выносить эту пустоту в доме. Каждый день для меня — как день разрушения Храма! Дом, в котором не смеются и не бегают дети, — всё равно что разрушенный Храм. Ребе, если вы хотите, чтобы я вернулась туда — благословите меня, чтобы у нас были дети!
Она была умной женщиной, поэтому добавила:
— И если уж вы даете мне благословение, то благословите меня, чтобы мои дети были как вы, Ребе!
Ребе Виледник улыбнулся и сказал:
— Я обещаю тебе, что твои дети будут, как я, — но ты обещай мне, что ты будешь для них такой матерью, какой была моя мать, пусть память ее будет благословенна. Я расскажу тебе про свою мать две истории.
Первая история случилась, когда я был совсем ребенком. Мой отец умер очень рано, и мама растила нас с младшим братом одна. Однажды утром мама проснулась настолько больной, что не могла встать с кровати. Она позвала меня:
— Исроликл, сыночек, милый мой, принеси мне, пожалуйста, молитвенник — я помолюсь Б-гу, чтобы Он вылечил меня…
Я принес молитвенник, и мама, держа его в руках, сказала:
— Б-же на Небесах, Господин Мира! Посмотри на меня — я так больна! Я так больна, что даже не могу молиться… Но Б-же, Ты знаешь, что я должна выздороветь. Если я не буду здорова — кто позаботится о моих мальчиках? Вс-вышний, прошу Тебя, ради моих двух детей, дай мне сил!
Реб Исроэль сказал этой женщине:
— И ты знаешь, что случилось потом? Я видел это своими глазами: мама встала с кровати — она выздоровела! А вот вторая история.
Моя мать была святой женщиной, благословенна ее память, и ты можешь себе представить, как много и горячо она молилась. Но в пятницу вечером, зажигая свечи, её молитва была такой, что даже Первосвященник в Святая Святых Храма уступал ей в благочестии!
Однажды мама так много плакала над зажженными в честь шабата свечами, что слезы, стекая по ее прекрасным щекам, капали прямо на пламя свечей. Закончив молиться, мама открыла глаза и увидела, что свечи погасли, а дом погрузился в темноту. Она ужаснулась — и продолжила свой разговор с Б-гом:
— Господин Мира, я не могу жить без света Шабата! Прошу тебя, Вс-вышний, что на Небесах, зажги Ты мои свечи!
И прямо с Небес протянулась невидимая рука и зажгла мамины свечи, зажгла в нашем доме свет Шабата.
Вы знаете, мои добрые друзья, эта история так глубока для моего сердца — и я уверен, что и для ваших сердец тоже.
Послушайте, дорогие мои матери и сестры. Сколько священных жизней было уничтожено, сколько свечей задули ветры. Мы видели, как были погашены шесть миллионов свечей. Так много евреев по всему миру, чей свет больше не светит. Я прошу вас, умоляю, ради себя и ради вас, сестры и матери, я прошу вас спустить в наш мир Руку с Небес, которая снова зажжет субботние свечи наших бабушек!
Каждая из вас может сделать это однажды, мои святые сестры. Гут шабес, гут шабес! Я благословляю вас, чтобы свет ваших детей светил — светил всегда, навечно, и никогда не гас.
Гут шабес, гут пурим! Никогда не сдавайтесь. Продолжайте смеяться. Продолжайте надеяться. Продолжайте клясться вашим детям, что они — самые лучшие в мире, и у них всё получится. Потому что Б-г поклялся нам на горе Синай, что у нас получится дождаться прихода Машиаха. Пусть всегда будет радость, и смех, и любовь. Гут шабес!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Шлах»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Разведчики полагались только лишь на свои силы, позабыв о Творце. Их грех привел к тому, что еврейский народ продолжил блуждать по пустыне.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Нельзя судить о ближнем по одному-единственному поступку. История о Симоне Визенталя.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Шлах
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Разведчики, которых послал Моше, многократно нарушили его указания. Вместо того, чтобы отчитаться перед лидерами еврейского народа, они огласили свои впечатления публично.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»