Из цикла «Рассказы рава Карлебаха», темы: Шабат, Зажигание свечей, Карлибах
Эту историю я хочу рассказать всем вам, но особенно — сестрам и матерям. Она произошла лет сто пятьдесят назад в городке украинского Полесья под названием Виледник.
В наше время много пар расстается, много семей разрушается, много домов повержены в хаос. В те времена муж и жена, если уж поженились, то оставались вместе миллион лет! Но однажды Виледникер, Ребе Исроэль Виледник, ученик Ребе из Чернобыля, услышал, что жена одного из его учеников ушла от мужа и переехала обратно к родителям. Можете себе такое представить?
Через несколько дней Ребе Виледник позвал женщину к себе:
— Знаешь, твой муж всю ночь провел в синагоге: читал Псалмы и молился Б-гу, чтобы Он вселил в твоё сердце желание вернуться. Твой муж так сильно любит тебя… Почему ты ушла от него?
Женщина отвечает:
— Ох, Ребе, разве я потому ушла от мужа, что не люблю его? Я очень люблю его, но что же мне делать, если у нас нет детей? Я больше не могу выносить эту пустоту в доме. Каждый день для меня — как день разрушения Храма! Дом, в котором не смеются и не бегают дети, — всё равно что разрушенный Храм. Ребе, если вы хотите, чтобы я вернулась туда — благословите меня, чтобы у нас были дети!
Она была умной женщиной, поэтому добавила:
— И если уж вы даете мне благословение, то благословите меня, чтобы мои дети были как вы, Ребе!
Ребе Виледник улыбнулся и сказал:
— Я обещаю тебе, что твои дети будут, как я, — но ты обещай мне, что ты будешь для них такой матерью, какой была моя мать, пусть память ее будет благословенна. Я расскажу тебе про свою мать две истории.
Первая история случилась, когда я был совсем ребенком. Мой отец умер очень рано, и мама растила нас с младшим братом одна. Однажды утром мама проснулась настолько больной, что не могла встать с кровати. Она позвала меня:
— Исроликл, сыночек, милый мой, принеси мне, пожалуйста, молитвенник — я помолюсь Б-гу, чтобы Он вылечил меня…
Я принес молитвенник, и мама, держа его в руках, сказала:
— Б-же на Небесах, Господин Мира! Посмотри на меня — я так больна! Я так больна, что даже не могу молиться… Но Б-же, Ты знаешь, что я должна выздороветь. Если я не буду здорова — кто позаботится о моих мальчиках? Вс-вышний, прошу Тебя, ради моих двух детей, дай мне сил!
Реб Исроэль сказал этой женщине:
— И ты знаешь, что случилось потом? Я видел это своими глазами: мама встала с кровати — она выздоровела! А вот вторая история.
Моя мать была святой женщиной, благословенна ее память, и ты можешь себе представить, как много и горячо она молилась. Но в пятницу вечером, зажигая свечи, её молитва была такой, что даже Первосвященник в Святая Святых Храма уступал ей в благочестии!
Однажды мама так много плакала над зажженными в честь шабата свечами, что слезы, стекая по ее прекрасным щекам, капали прямо на пламя свечей. Закончив молиться, мама открыла глаза и увидела, что свечи погасли, а дом погрузился в темноту. Она ужаснулась — и продолжила свой разговор с Б-гом:
— Господин Мира, я не могу жить без света Шабата! Прошу тебя, Вс-вышний, что на Небесах, зажги Ты мои свечи!
И прямо с Небес протянулась невидимая рука и зажгла мамины свечи, зажгла в нашем доме свет Шабата.
Вы знаете, мои добрые друзья, эта история так глубока для моего сердца — и я уверен, что и для ваших сердец тоже.
Послушайте, дорогие мои матери и сестры. Сколько священных жизней было уничтожено, сколько свечей задули ветры. Мы видели, как были погашены шесть миллионов свечей. Так много евреев по всему миру, чей свет больше не светит. Я прошу вас, умоляю, ради себя и ради вас, сестры и матери, я прошу вас спустить в наш мир Руку с Небес, которая снова зажжет субботние свечи наших бабушек!
Каждая из вас может сделать это однажды, мои святые сестры. Гут шабес, гут шабес! Я благословляю вас, чтобы свет ваших детей светил — светил всегда, навечно, и никогда не гас.
Гут шабес, гут пурим! Никогда не сдавайтесь. Продолжайте смеяться. Продолжайте надеяться. Продолжайте клясться вашим детям, что они — самые лучшие в мире, и у них всё получится. Потому что Б-г поклялся нам на горе Синай, что у нас получится дождаться прихода Машиаха. Пусть всегда будет радость, и смех, и любовь. Гут шабес!
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Элиягу Вугенфирер
Заповедью является не только просьба о прощении, но и само возвращение ко Всевышнему
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Дни благоволения • Символы Элула • Трубление в шофар • Обычаи месяца Элула • Смерть разведчиков • 25-е Элула • Строительство стены вокруг Иерусалима • Не благословляем наступление Тишрей • «Слихот» • «Тшува» — Дар Всевышнего • Основы «тшувы»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
из книги "О раскаянии". Два аспекта тшувы.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Воды Тихона
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2024 г.: праздник начинается 2 октября с заходом солнца и длится два дня
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Элияу Левин
Сложно сменить образ жизни со светского на религиозный. Однако мудрецы подробно обсудили специфику перехода и дали широкий ряд рекомендаций.
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.