Из цикла «Знание веры», темы: Человек, Свобода выбора, Душа, Познание Творца, Рав Эуд Авицедек
После того, как мы объяснили важность свободного выбора и возвышенность человеческого существа, его способности исправить все мироздание, встает вопрос, почему это не выглядит так? Почему представляется, что человек более склонен ко злу, нежели к добру? И почему кажется, что у тела есть больше власти, чем у души?
Эту идею объясняет Рамхаль в своей книге «Путь Господа»: «И так как согрешил первый человек, Адам, эти вещи претерпели огромное изменение. А именно, что изначально в творении были изъяны в том количестве, которое было необходимо для того, чтобы человек пребывал в состоянии взвешивания, о котором мы говорили, и была у него возможность приобрести совершенство трудом своих рук. Однако, вследствие его греха умножились и увеличились изъяны как в самом человеке, так и во всем творении, и исправление стало труднее, чем было до того. То есть, сначала ему было легко преодолеть тот изъян, который был в нем, и приобрести совершенство, ибо так установил Всевышний в мудрости Своей эти вещи сообразно с качеством добра и справедливости, ибо так как человек не был причиной зла и изъяна в себе, но так было заложено в нем в его сотворении, то, удаляя самого себя от зла и обращаясь к добру, мог немедленно превзойти свой изъян и приобрести совершенство.
Однако, после своего грехопадения, так как из-за него было разрушено совершенство в большей мере, чем было до того, и умножились изъяны, и стал сам он причиной своего зла, теперь уже будет не так легко ему вновь преодолеть свою ущербность и приобрести совершенство, как было, когда он еще не был причиной своего порока, но был сотворен таким, как мы писали. И тем более, что теперь необходимость в его стараниях достичь совершенства выросла вдвое, потому что теперь необходимо, чтобы человек и мир вернулись вначале к состоянию, которое было до греха, а затем, чтобы поднялись от этого состояния к состоянию совершенства, достичь которого призван человек.»
Разницу в уровне выбора, который был у человека до греха, и тем, который стал после, пояснил Рамбам, что до греха выбор человека лежал в области разумного знания, между истиной и ложью. Истина и ложь — это абсолютные критерии (объективный взгляд), как тому приводит Рамбам пример: «Не говорят: небеса сферические — добро, а земля плоская — зло. Но говорят: истина или ложь». Это оценка действительности, как она есть. В мощи святости своей и чистоте души постижение Адама было таково, что всякая вещь, не соответствующая воле Творца, не существует в реальности, ибо эта вещь есть ложь.
После греха уровень его опустился, и стал человек знающим добро и зло, выбор его между злом (т.е. существующим в реальности, но являющимся злом) и между добром. Выбор между добром и злом лежит в области принятого у людей, то есть это выбор, касающийся самого человека (субъективный взгляд). Является ли эта вещь хорошей или плохой для жизни человека. Разумеется, есть множество аспектов в этом выборе между добром и злом: есть тот, кто делает выбор между добром и злом в том, что касается его тела, его положения и спокойствия в этом мире, страшась кары суда. И есть тот, кто выбирает между добром и злом в отношении своей доле в мире грядущем. И есть более совершенный человек, который выбирает между добром самим по себе и злом самим по себе. Он знает, что злое деяние есть зло само по себе, а доброе дело есть абсолютное добро.
«И так как провинился, положил Святой, благословен Он, руку свою на него и уменьшил его» (Хагига 12а).
Спуск с уровня выбора в области разума до выбора в области принятого у людей, отражает умаление в структуре человека. Выбор в области разума относится только к структуре души (нешама), обитель которой в мозгу человека, ибо в этом ее назначение: мудрость (хохма), разумение (бина) и знание (даат). «Однако, аспект нешама есть само дыхание, внутренняя суть которого скрыта в тайне, и ее благословенный источник, если возможно так сказать, находится в дыхании уст Всевышнего. Ибо не входит вообще сама ее сущность и суть в тело человека. И первый человек до греха удостоился ее сущности, а в результате греха она отошла от него и осталась лишь покрывать его извне» (Нэфэш а-Хаим 1:15).
Отошла от него, и отныне аспект его существования есть структура духа (руах), там обитают качества характера и выбор там лежит в том, что касается самого человека: добро и зло, подняться ли к структуре души (нешама) или опуститься до структуры физической жизненности (нэфэш), соседке тела: «Гаон в своем комментарии к Сафра де-Цниюта писал, что главное в человеке — это уровень духа (руах), который в нем, и который поднимается и опускается». И разберись во всем этом как следует.
Еще нужно обратить внимание на один аспект: изменение в структуре человека после грехопадения.
«До греха человек состоял лишь из всех миров и святых сил, но не из сил зла, но после греха в него были заключены и перемешались в нем также силы нечистоты и зла, и потому он внедрил эти силы также и в миры, ведь он состоял и имел отношение ко всем мирам, и они пробуждаются и меняются сообразно с тем, куда клонятся его дела, и в этом значение древа познания добра и зла.
И смысл этого в том, что до греха, хотя, разумеется, он был абсолютно свободно выбирающим и мог склонить себя куда хотел: творить добро или его противоположность, ибо в этом цель и замысел всего творения, и хотя впоследствии он согрешил, но выбор его имел место не потому, что силы зла были заключены в нем, ибо он был совершенно праведным человеком, состоявшим из одних лишь сил святости, и все качества его были праведные и святые и чистые, как абсолютное добро, без всякой примеси и склонности к противоположной стороне вообще, а силы зла стояли в стороне и были предметом самим по себе, внешним по отношению к нему, и был у него выбор войти в огонь. Поэтому когда Обратная Сторона возжелала соблазнить его согрешить, понадобилось змею прийти извне и соблазнить его, не как теперь, когда естество, соблазняющее человека находится внутри самого человека, и кажется человеку, что это он сам желает и тянется к том, чтобы совершить грех, а не то, чтобы некто другой извне соблазнял его, и Адам в своем грехе, когда он потянулся за соблазном Обратной Стороны, внедрил тем самым в себя самого силы зла, и также и в миры, и в этом значение древа познания добра и зла, что соединились и смешались внутри человека и миров добро и зло вместе, одно внутри другого буквально, ибо знание значит соединение, как известно» (Нэфэш а-Хаим, 1:6, в примечании).
Форму человека в испытаниях злого начала, как человек выглядит сегодня, сотканный из добра и зла, описывает автор «Ховот а-левавот»: «Знай, человек, что великий враг, который есть у тебя в мире, это твое злое начало, приплетенное к силам твоей физической души, и примешанное к составу твоего духа, и участвующее с тобой в работе твоих телесных и духовных чувств, владеющее тайнами (или качествами) твоей души и совести, советник твой во всех твоих движениях явных и тайных, которые ты совершаешь по желанию своему, ожидающий в засаде, чтобы соблазнить шаги твои, ты спишь и не замечаешь его, а он бодрствует и наблюдает за тобой, ты не обращаешь на него внимание, а он пристально смотрит на тебя, оделся в одежды твоего друга и нарядился в украшения любви к тебе, вошел в число доверенных твоих, людей совета твоего и избранных возлюбленных твоих, готов услужить тебе, как видно из его улыбок и намеков, но стреляет в тебя своими смертельными стрелами, чтобы исторгнуть тебя из земли живых.» (Шаар йихуд а-маасэ, гл. 5)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»