Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Познание Творца

Что означает в иудаизме постижение Б-га и Б-жественности? Можно ли познать непознаваемое и какой в этом смысл?

Познание Творца — это задача, поставленная перед каждым евреем. Хотя Творец неподвластен никаким законам и непостигаем, тем не менее, мы должны посвятить всю свою жизнь познанию — не самого Творца, а путей Его проявления в этом мире. Тот, кто идет по пути постижения Творца, будет способен воспринять истинное благо, ради которого он был сотворен. В мире Грядущем мы приблизимся к постижению Вс-вышнего, но даже там нам не будет дано вполне постичь Творца.

Оглавление

Познать непознаваемое? [↑]

Творец совершенно отрешен от всего земного, Он отрешен от материального мира. Его природа — за пределами человеческого понимания. Даже приближенным к Нему ангелам не дано полностью постичь истинную природу Б-га. Только Сам Г-сподь может до конца познать Себя, как пишет Рамбам в своем «Своде законов об основах веры» (Гл. 1,4.8).

Коль скоро уже по определению никто не может даже надеяться полностью постичь сущность Б-га, многие прекращают попытки понять Его вообще. Такое отношение в корне неверно. Несмотря на то, что нам никогда не суждено понять истинную сущность Б-га, многое о Нем мы все-таки знаем.

Мы знаем, что Он всемогущ, что Он сотворил мир без малейшего усилия. Мы знаем, что Он обладает беспредельным разумом, что Он интересуется нами, что Он слышит наши молитвы и что Он любит Свои творения. И нам понятно, что Б-г един, ибо в мире может быть только одно существо с беспредельными возможностями.

Мы знаем, что у Б-га нет тела, внешности, формы. Однако Б-г — не абстрактное понятие. Он более реален, чем люди, которых Он сам и наделил представлением о реальности.

Рабейну Бахие во вступлении к своему трактату Ховот аЛевавот пишет о том, что наряду с науками о природе и науками, развивающими абстрактное мышление, существует и наука о познании Б-га и Его деяний, о связях человеческой души с Б-жественным началом. Все науки призваны помочь человеку приблизиться ко Вс-вышнему. В отличие от естественных наук, ограниченных материальными нуждами человека, высшие науки раскрывают сущность бытия и связи материального мира с духовными мирами.

Рабейну Бахье пишет, что Творец — это единственная совершенная истина. Он неподвластен никаким законам и непостигаем, ибо уровень познания ограничен физическими законами и невозможно постигнуть то, что никаким законам не подчиняется.

При этом пишет рабейну Там в «Сефер аЯшар»: «Подобно тому, как невозможность постижения сущности Творца — одна из основ веры, так обязанность постижения Его раскрытия в мире — одна из основ веры».

А Рамхаль в «Даат Твунот» объясняет, что постижение единства Б-га — это основная задача, которая возложена на человечество. Причина тому, что на нас не возложена задача постичь другие качества Б-га, — бесконечность Творца. Поэтому ни одно свойство Вс-вышнего, кроме Его единства, мы не способны постичь полноценно; мы неспособны даже приблизиться к полноценному пониманию какого-либо свойства Б-га. Познание единства достигается «методом последовательного исключения»: когда мы поймём, что нет во всём мире никаких сил, кроме Него, мы постигнем, что Он един.

Задача постижения Творца была поставлена лишь перед одним народом в мире — перед евреями. Вс-вышний не дал разумения для познания Себя никакому другому народу, лишь народу Израиля, как написано: «Тебе дано было видеть, чтобы ты знал, что Вс-вышний есть Повелитель всех сил, нет более Него» (Дварим 4; 35).

В этом и заключается достоинство Израиля, который называется «знающие Твое Имя». Рабейну Бехае учит: «Тот, кто знает Вс-вышнего, находит милость в Его глазах. И поэтому Моше сказал: “Дай мне познать Твои пути, чтобы я нашел милость в Твоих глазах”».

Проявления Вс-вышнего в мире [↑]

В «Даат Твунот» (32) говорится так: «Первым делом знай: хотя выше было сказано, что Творец, благословен Он, хотел дать нам возможность постичь Его сокровенное совершенство, очевидно, что не имелось в виду, будто Он хотел дать нам постижение всего своего совершенства, которое неисчерпаемо. Напротив, лишь малую долю его хотел открыть нам Вс-вышний…»

«Малая доля» — это те качества управления, в которых Он раскрылся нам в Творении. На человека возложено служение открыть и понять их посредством изучения Торы и заповедей, прилепиться к ним и ходить по этим путям.

Творя мир, Вс-вышний желал раскрыть «знание о Себе». Не о Своей запредельной сути, что невозможно. Но о качествах, которые пожелал проявить, воздействуя на Свой мир. И так как это воздействие предназначалось для восприятия сотворенным миром, оно уже является определяемым и постигаемым в рамках мира.

Поскольку эти качества воздействия были предназначены именно для восприятия человека, которого Вс-вышний хотел создать, они должны были соответствовать человеческой сути, человеческому восприятию. Ведь познать можно только то, что подобно познающему, что находит отклик в его сути.

В 103-м Псалме говорится: «(7) Известил Он Моше (о) путях Своих, сыновей Исраэля — (о) деяниях своих». Мальбим объясняет, что Моше было дано увидеть именно «качества» Вс-вышнего, которые он просил Б-га показать ему. Только в минуту особого благоволения к великому праведнику Творец согласился приоткрыть ему эту тайну. Народ же познакомился с этими качествами благодаря тому, что видел деяния Вс-вышнего.

Так как людям трудно постичь качества Вс-вышнего, им показывают Его деяния, на основе которых они делают выводы о качествах. Моше, благодаря своему исключительному пророческому уровню, удостоился постичь качества Творца как Его суть.

Пишет Виленский Гаон в комментарии на Книгу Зоар (Рая Меэмна, глава Бо): «Это великий принцип, что запрещено нам думать о Его сущности, а только о Том, как открывается Он перед нами в Своих делах».

У человека нет цели более высокой в достижении человеческого совершенства, чем познание Б-га. Но Сам Вс-вышний говорит, что только образ действий, совершаемых с намерением исполнить волю Вс-вышнего, называется познанием Б-га и лишь через него достигаемо высшее человеческое совершенство, то есть существование души в будущем мире «Морэ невухим» (гл.5).

Раскрытие воли Вс-вышнего в мире есть Тора, и цель раскрытия Его имен и путей — чтобы мы постигли их и размышляли о них, прилепились к ним и шли по ним. Для нас познавать Творца — это учить Его Тору, размышлять о ней и выполнять Его заповеди.

Истинное благо [↑]

На самом деле, в этом заключается цель творения. Как объясняется в начале книги Месилат Йешарим, «Человек сотворен только для того, чтобы наслаждаться Господом и получать удовольствие от сияния Его Шхины, ибо это — настоящее блаженство и величайшее наслаждение, которое может существовать». А ведь это блаженство заключается «в постижении Б-га», а вся возможность постижения Б-га относится только к познанию Его имен и путей, к постижению Его воли, как она раскрылась в Торе.

Вс-вышний дает наибольшее добро, какое только способен воспринять наш мир. Высшее благо — это Сам Вс-вышний. Нет ничего более высокого. И говорит царь Давид: «Нет у меня блага, кроме Тебя», а раби Акива так объясняет эти слова: «Нет в мире истинного блага, кроме Самого Б-га».

Творец создал такой мир, в котором сотворенные Им люди могут приобщиться к Его сущности. Это приобщение означает познание и понимание Вс-вышнего и уподобление Ему до пределов возможного. Изучая Тору и практически выполняя заповеди, человек поднимается до уровня, на котором начинает испытывать глубочайшее смирение перед Вс-вышним, перед Его всемогуществом. Как говорит царь Шломо: «Страх пред Б-гом есть начало познания» (Мишлей, 1:7).

Какая связь между страхом и познанием? Дело в том, что разница между человеком и его Творцом безмерна. И единственный способ для человека приблизиться ко Вс-вышнему — это полностью подчинить свою волю Его воле и приобрести, таким образом, способность воспринимать Его свет. И этим будет положено начало мудрости.

Цель жизни человека — «сделать Вс-вышнему место внизу», т.е. в нашем мире. А для этого человек должен научиться следовать примеру праведников, которые «исполняют Его волю как свою». И потому — «Он исполняет их [праведников] волю как Свою». Иными словами, глубокое смирение и трепет пред Вс-вышним приводят к наиболее полному проявлению человеческого в человеке. И человек может обрести великие силы, если цель его — утверждение власти Вс-вышнего на земле.

Полностью достичь такого положения мы удостоимся лишь в Грядущем мире, мире абсолюта, абсолютной жизни и абсолютного блага. Этот Грядущий мир — цель Творения. Наши мудрецы учат нас: «Этот мир — лишь прихожая дворца мира Грядущего. Приведи себя в порядок в прихожей, прежде чем войдешь во дворец». Талмуд говорит о Грядущем мире как о «мире, где все — благо». И благо это превосходит все блага этого мира. Поэтому наши мудрецы говорят: «Одно мгновение наслаждения Грядущим миром больше всех благ этого мира», где «головы праведников будут украшать короны, сияющие в лучах Шхины».

Мудрецы учат нас, что «сияние» — это восприятие Б-жественного. В Грядущем мире мы будем воспринимать и постигать Вс-вышнего в той степени, в какой это вообще возможно. И все-таки, вполне постичь Творца невозможно будет и тогда. Превосходя все, что существует в этой жизни, наше познание и тогда будет очень ограниченным.

Для того, чтобы мы могли приближаться к Нему, Творец создал различные уровни близости к Его сущности. Поднимаясь от уровня к уровню, мы постепенно можем приближаться к Нему, но до конца никогда Его не постигнем. Уровни эти мы называем духовными мирами, которые служат своего рода фильтрами, которые позволяют приближаться к Творцу, охраняя нас от всепоглощающего влияния Его бесконечного Света.

В Грядущем мире человек сможет воспринимать видение Б-га — не Самого Б-га, но видение, вид. Пусть через многие фильтры, но все-таки видение. «А я… буду созерцать лик Твой; наяву буду насыщаться образом Твоим» (Псалмы, 17:15).

Выводить материалы