Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Об аспектах свободы выбора в контексте греха Перового человека с Древом познания добра и зла

Дерево смешения

«И это то, о чем сказали мудрецы наши: во время соития с Хавой, змей впрыснул в нее яд, то есть, буквально внутрь ее, и с тех пор стал причиной великого смешения в ее делах, ибо все дела человека находятся в смешении и большой переменчивости, порой они добрые, а порой злые, и всегда превращаются из хороших в плохие, и из плохих в хорошие, и даже доброе дело почти невозможно всем людям, чтобы оно было полностью святое, чистое и ясное совершенно, без всякой склонности к какому-либо чуждому интересу и легкому помыслу в пользу себя. И также наоборот, в нехорошем деле также примешана в большинстве случаев какая-нибудь благая мысль в представлении человека, и даже совершенный праведник, который никогда в жизни не совершил никакого дурного поступка и не произнес никогда дурной легкомысленной речи, да не будет, при всем это почти невозможно, чтобы даже его добрые дела за всю его жизнь были истинно предельно совершенны, и не будет ни в одном из них никакого недостатка и изъяна, и об этом говорит Писание: “Ибо нет праведного человека на земле, который делал бы добро и не согрешил” (Коэлет 7), то есть, чтобы не было хотя бы какого-то недостатка в самом добром деле, которое он совершает, ибо слово “грех” означает изъян, как известно» (Нэфэш а-Хаим, там).

Насколько дорого чистое деяние, поясняет Рамбам: «Из основ веры в Тору, что когда человек исполняет какую-либо заповедь из 613-ти как подобает и следует, не присоединяя к этому никакую мысль из тех, что преследуют мирские интересы вообще, но исполнит ее во имя самой заповеди из любви к Богу, как я объяснил тебе, то удостаивается через нее жизни в будущем мире» (комментарий к Мишне, конец трактата Макот). В этом предел совершенства человека, служение Богу во имя самого служения.

Служение разбора

«Лучше человеку не быть сотворенным, нежели быть сотворенным, ныне же, раз был сотворен, пусть разбирает дела свои, а есть говорящие: пусть ощупывает дела свои» (Эрувин 13б).

«И лучше тебе стараться всеми силами твоими очистить твои добрые дела от всякой примеси чуждых мыслей, и хотя из-за этого их станет меньше, чем чтобы ты прилагал усилия, чтобы было у тебя много добрых дел, но не без чуждых мыслей. Ибо немногое чистое имеет великую ценность, а многое, но не чистое, имеет лишь малую ценность и нет от него пользы» (Ховот а-левавот, шаар йихуд а-маасэ, гл. 6).

Мудрецы наши, указывая на основную суть служения человека, учат нас такому служению: разбор. И как объясняет автор «Месилат Йешарим» (гл. 3) аспект первой ступени лестницы служения: «Тот, кто желает следить за собой, имеет нужду в двух воззрениях, необходимых ему: первое — чтобы разобрался он, в чем состоит истинное благо, к которому должен стремиться человек, а в чем — истинное зло, которого следует избегать. Второе — дела, которые он совершает, из числа хороших дел они, или из числа злых». И поясняет Рамхаль: «И эту вещь сообщили нам мудрецы, говоря: … пусть разбирает дела свои … пусть ощупывает дела свои… ибо разбор дел есть исследование общего числа дел, есть ли среди них дела, которых не следует совершать… и такие следует исторгнуть из мира. Но ощупывание есть исследование даже самих хороших дел, чтобы разобраться в них и увидеть, есть ли в них какая-либо чуждая недобрая мысль, или какая-то примесь, которую нужно убрать и уничтожить».

Глубина суда — о чистом деянии

«Потому, когда приводят человека на суд перед Богом, есть необходимость во многих расчетах, без числа, относительно всех мельчайших деталей всех его дел, речей и помыслов и всего его поведения, аспектов их склонностей, куда они были направлены, и об этом говорит Писание: “Ибо Бог сделал человека прямым, а они (в грехах своих) взыскали многих расчетов”» (Нэфэш а-Хаим, там).

«Относительно истинно Единого, в том, что Он един во славе Своей, и что Он не соединяется и не соучаствует ни с чем иным из существующих, и не походит ни на одно из них, по этой причине должны были мы добавить, что служить будем лишь Ему одному, и что все дела наши будут предназначены только Его имени, и не станем примешивать к ним никакую чуждую мысль, ибо не принимает Господь дел, в которых есть доля у кого-то еще, помимо Него» (Ховот а-левавот, там).

До сих то, что касается достоинства выбора, которого удостоился один лишь человек.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?