Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О свободе воли: есть ли у нас право выбора, каковы аргументы тех, кто отрицает свободу выбора человека и причем здесь воскрешение мертвых

Раздел: Свобода воли

Комментарий на Мишну

Ибо Господь, благословен Он, дает награду тем, кто исполняет заповеди Торы и наказывает тех, кто преступает ее запреты, и высшая награда — будущий мир, а тягчайшее наказание — карэт (исторжение души), и мы уже говорили на эту тему достаточно, и стих Писания, указывающий на эту основу: «Теперь же прости им грех их, а если нет — сотри меня…», и ответил ему Господь: «Кто тот, кто согрешил мне, и Я стер бы его из книги Моей». Видим отсюда, что Он знает преступника и грешника, чтобы дать награду достойному ее, а наказание достойному его.

Книга «Рош Амана»

Одиннадцатая же основа: что Святой, благословен Он, воздаст благую награду тем, кто сохранит заповеди Его, и накажет преступающего их и того, кто не исполняет их. И высшее Его воздаяние — будущий мир, а тягчайшее наказание — карэт. И мы уже объяснили в этой главе достаточно про это. И стих, указывающий на эту основу: «Теперь же прости им грех их, а если нет — сотри меня из книги, которую Ты написал». И ответил ему Бог: «Кто тот, кто согрешил мне, и Я стер бы его из книги Моей». И отсюда видим награду праведника и наказание злодея.

Сидур

Я верю полной верой, что Творец, благословенно Имя Его, дает благое воздаяние тем, кто хранит заповеди Его, и наказывает преступающих заповеди Его.

Законы покаяния. Глава восьмая

Благо, сокрытое для праведников, есть жизнь в будущем мире, и это жизнь, в которой нет смерти, и благо, не смешанное со злом, и это то, о чем написано в Торе: «Чтобы хорошо тебе было и долгими были дни твои». И Предание учит нас: чтобы хорошо тебе было — в мире, который полностью хорош, и долгими были дни твои — в мире, который полностью долог, и это будущий мир. Награда праведников — это то, что они удостоятся этого наслаждения и будут пребывать в этом благе. Наказание же злодеев — что они не удостоятся этой жизни, но исторгнутся и погибнут. И тот, кто не удостаивается этой жизни, есть мертвец, который не живет вечно, но исторгается за злодейство свое и погибает, как скотина. И это есть карэт, о котором написано в Торе, как сказано: «Исторгаясь, исторгнется душа та», и научило нас Предание: исторгаясь в этом мире, исторгнется из будущего мира. То есть, та душа, которая отделилась от тела в этом мире, не получает жизни будущего мира, но и из будущего мира исторгается.

Книга заповедей

Повелел нам верить, что следует иметь страх перед Богом и трепетать перед Ним, да не будем как вероотступники, предающиеся случаю, но будем страшиться, что наказание Его придет в любой момент, и это то, о чем сказано: «Господа Бога твоего страшись» — четвертая заповедь-предписание.

Предисловие к основе

«В этой основе мы получили два известия: одно — что Святой, благословен Он, даст благую награду соблюдающим заповеди Его и накажет преступающих их и тех, кто не исполняет их. Второе — что высшая награда есть жизнь будущего мира, а тягчайшее наказание — исторжение души» (Рош Амана, гл. 5).

Цель надзора — награда и наказание

Выше мы объяснили, что, хотя цель служения — само служение, знание о воздаянии относится к основам веры. Мы объяснили там, что знание о том, что Творец есть предел совершенства и благости, и невозможно приписать Ему какой-либо изъян, тем более, беззаконие в деле руководства творением и в будущем воздаянии, все это относится к первой основе. В этой же основе, служащей продолжением к предыдущей основе индивидуального надзора, эта вера приобретает дополнительный аспект, становится основой жизни верующего, исполнения им воли его Создателя во имя единения с Ним.

Эта основа, указывающая на вечную награду для праведника, суть которой в единении с жизнью будущего мира, и на наказание злодея, состоящее в исторжении из того мира, является завершением основы о надзоре, потому что это действительно так, целью надзора является то самое благо вечного единения.

Мы объяснили, что индивидуальный надзор является не просто знанием о происходящем, но его суть — отношение, выражение угодности Богу дел человека, в близости к Нему. Также объясняется там, что совершенство высшего надзора относится к Израилю, а еще более к праведнику, чтобы превознести тех, над кем осуществляется надзор, выше руководства природой, с целью единения с Творцом.

Как было объяснено выше, знание о воздаянии, состоящем в вечном единении с Творцом, есть то, что стоит в основе долга человека в мире, где он живет, именно оно определяет путь человека к достижению совершенства, дающему этот уровень, и именно оно дает человеку надежду и упование, необходимые для того, чтобы выстоять в любом испытании и сокрытии лика Творца, опираясь на эту веру в то, что в результате придет это благо.

Будущий мир и воскресение мертвых

«Высшая награда — жизнь будущего мира» — эта тема лежит в основе спора и бурной полемики, направленной против Рамбама в его воззрении на будущий мир и воскресение мертвых, причем, дело дошло до обвинения в том, что Рамбам подвергает сомнению основу веры в воскресение. Для того, чтобы разъяснить позицию Рамбама, мы отведем отдельную главу. Заодно с этим, будет разъяснен спор между Рамбамом и его последователями, с одной стороны, и Рамбаном и его последователями, с другой, относительно понимания этих основ. Будет показано, что, согласно Рамбаму, эта основа является пределом всех основ для каждого человека из народа Израиля. Дни Мессии — предназначение народа Израиля в целом, а воскресение мертвых — деталь в основе воздаяния.

Почему в Торе не сказано открыто о воздаянии

Этим вопросом занимались многие из наших учителей. По мнению Рамбана, это тема обсуждается в начале главы «Хелек». Мы приведем слова наших учителей в их ответах на этот вопрос, а также покажем, что по мнению Рамбама о воздаянии сказано в Торе явно.

Однако, даже тот стих, который Рамбам приводит в качестве источника для этой основы, не разъясняет суть награды, но только говорит о стирании из Книги Творца. А стих «чтобы хорошо тебе было и продлились бы дни твои» (который Рамбам приводит в законах о покаянии) не является явно сказанным о будущем мире, но это толкование мудрецов. Явный стих — тот, что говорит об исторжении из будущего мира, не о награде, и об этом мы также будем говорить далее.

Награда за заповеди в этом мире

Многие стихи говорят об обетованиях блага — в награду за соблюдение заповедей, как о предназначении блага, которые должны сбыться в этом мире. Эту тему следует пояснить, потому что награда за заповеди не есть материальная, и она не в этом мире, но в будущем мире. Объяснили нам учителя наши эту тему разными способами, мы поговорим об этом в отдельной главе. Также поговорим о том, являются ли страдания в этом мире лишь наказаниями за грехи или же есть страдания без греха.

Рай и ад

Также и об этих вещах есть у Рамбама своя отдельная позиция, она будет разъяснена в дальнейшем. Также мы подробно разберем слова Рамбана по этим вопросам, которые он пространно описал в Шаар а-гмуль.

Свобода воли

Эта тема, с которой мы начнем, потому что вера в воздаяние обязывает знать ее. Приведем аргументы тех, кто отрицает свободу воли, и объясним, что основа свободы воли относится к уровню человека — созданного по образу Творца, и она укоренена в форме творения.

Замечание

Рамбам, в отличии от других основ, не привел эту основу в законах о покаянии, где он перечисляет тех, кто исторгается из будущего мира, и это все те, кто отрицает основы веры, и уже многие задались этим вопросом.

В комментарии Меркевет а-мишна на Рамбама дается на то две причины: первая — поскольку неправильно служить ради награды, Рамбам не привел эту основу там. Следует удивиться таким словам: ведь Рамбам привел эту основу в комментарии на Мишну в качестве одной из тринадцати основ. Также он объяснил в своем предисловии тему служения ради него самого, и мы уже выше сказали, что это не противоречит обязанности знать об основе воздаяния.

Еще один ответ приводится там, что суть воздаяния приводится в основах веры прихода Мессии и воскресения мертвых. Но и этому следует удивиться, что Рамбам не включил эту основу в те две основы, но отвел ей отдельное место, и это является необходимым в силу его позиции относительно тех двух основ, как мы объясним.

Есть те, которые объяснили, что эта основа включена в то, что привел Рамбам в продолжении своих слов — закон о том, кто отходит от общины Израиля, и как будто отрицает в предназначении будущего мире в их доле. Но и этот ответ не выглядит удовлетворительным, потому что нет необходимости, чтобы это вероотступничество лежало в основе отхода этого человека от народа Израиля, и тому могли быть иные причины, не обязательно вообще в поле вероучения. И еще, это не выглядит логичным, чтобы Рамбам заключил основу веры скрытым образом в этот отдельный конкретный закон.

Есть те, кто дает ответ, что так как тот, кто отрицает воздаяние, согласно принципу меры за меру, не удостоится благого воздаяния, нет необходимости говорить о нем особо, так как это простая логика. Но и этот ответ не верен, потому что принцип меры за меру упомянут в Гемаре в вопросе веры в воскресение мертвых, а ведь эту основу Рамбам назвал конкретно.

Представляется наиболее логичным сказать, что, как мы объяснили выше, эта основа является продолжением и завершением предыдущей основы. Целью надзора является награда и возмездие. Таким образом, надзор есть указание на отношение и связь на цель этого единения — жизнь будущего мира. Поэтому тот, кто отрицает надзор, необходимым образом отрицает и воздаяние. Обязанность самостоятельного знания этих основ веры нуждается в детализации, и поэтому Рамбам сказал отдельно (в комментарии на Мишну), говоря об основах, про две эти основы. Но отрицание этих основ не нуждается в этой детализации, потому что в основе этого отрицание находится одно и то же, а именно эпикурейство — сбрасывание бремени Торы, отрицание надзора и его следствия, то есть воздаяния.

«И эта идея является великой основой, столпом Торы и заповедей, как сказано: “Смотри, Я дал перед тобой сегодня жизнь”, и сказано: “Смотри, Я даю перед вами сегодня”. То есть, в ваших руках власть, и все, что захочет делать человек из того, что свойственно людям, делает, хорошее или плохое. И поэтому сказано: “Кто даст, чтобы было сердце такое у них…” То есть, Бог не заставляет человека и не предопределяет им совершать добро или зло, но все отдано им» (Рамбам, законы покаяния 5:3).

Рамбам приводит аргументы отрицающих свободу выбора, опровергая их один за другим. Все это для того, чтобы подтвердить истинность «той основы, с которой не было слышно в нашем народе, чтобы кто-нибудь отрицал ее, хвала Всевышнему» (Морэ Нэвухим часть 3, гл. 17).

Аргументы отрицающих свободу выбора

1. Предопределение Бога объемлет все творение и всех людей, так и бытность человека праведником или злодеем предопределена для него еще прежде его рождения. Более того, ведь все, происходящее в мире, должно быть по воле Бога, так как же возможно действия, противоречащее Его воле, и как возможно, чтобы во власти человека было разрушить то, что создано Богом?

2. Все творение управляется через сочетания звезд, власть планет и созвездий определяет характер человека и его судьбу во всех ее деталях.

3. Каждый человек рождается со своим характером и качествами, свойственными его естеству, наследуя их от своей семьи, каждый человек получил в детстве воспитание или пережил события, которые определили его характер и свойства. Все это без сомнения лишает его свободы выбора.

4. Всеведение Бога включает и все, что произойдет в будущем, таким образом, Ему известно, будет ли человек праведником или злодеем, такое знание с необходимостью делает невозможным свободу выбора.

5. Есть стихи в Торе и пророках, «которые выглядят как противоречащие этой основе», и они дают впечатление, что Творец предопределяет человеку совершить грех (как фараон в Египте, Сихон и жители Кнаана).

Таковы вкратце аргументы, которые выдвинули отрицающие свободу выбора, относящиеся к различным видам. От них перейдем к словам Рамбама.

1. Предопределение Бога

«Да не придет тебе в голову мысль, которую высказывают глупцы из народов мира и большая часть непросвещенных из сынов Израиля, что Святой, благословен Он, предопределяет человеку с рождения его, быть ему праведником или грешником. Но это не так, но каждый человек призван к тому, чтобы быть праведником, подобно Моше Рабейну, однако способен быть и злодеем, как Йеровам. Также может быть он мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, жадным или расточительным, и так во всех своих качествах. И нет того, кто принуждал бы его к чему-то из этого или предопределял, и даже тянул бы его в одну или другую сторону. Но он сам, по собственному рассуждению склоняется к тому пути, которого желает. И это то, о чем сказал пророк Йирмеяу: “Из уст Всевышнего не исходит ни зло, ни добро”. То есть, не предопределяет Бог человеку, быть ему доброму или злому. И раз так, то получается, что сам грешник испортил свою жизнь. И потому следует ему рыдать и стенать о своих грехах и о том, что он сделал со своей душой и какое зло причинил ей. Это то, о чем сказано затем: “На что будет жаловаться живущий человек…” И повторил опять, что так как по нашей власти и нашими действиями, и нашим разумением совершили мы все это зло, то следует нам покаяться и оставить злодейство наше, ибо это еще в нашей власти, и об этом сказано: “Исследуем пути наши и изучим их, и покаемся”» (Рамбам законы покаяния 5:2).

«Каждый человек призван к тому, чтобы быть праведником, подобно Моше Рабейну, однако способен быть и злодеем, как Йеровам», — разумеется, речь здесь идет не о духовных высотах, врожденных качествах или талантах, Рамбам имеет в виду, что каждый человек способен исполнить предназначение своей жизни и то, для чего он был послан Творцом, тем самым оправдывая свое существование. Выбор состоит в том, куда направлено усердие человека, какую цель он преследует в своей жизни. В своей борьбе со злым началом, исправлении своих черт, труде изучения Торы и исполнения ее заповедей, каждый, в соответствии со своими возможностями, получая награду сообразно с тем, что ему приходится преодолевать, делается праведным как Моше, или, напротив, уподобляется Йероваму.

Аргумент, что все предопределено, отрицающий свободу выбора, является вероотступничеством не только с точки зрения основ, связанных с заповедями и воздаянием, но он также увековечивает зло в человеке и в творении, являясь, таким образом, отрицанием веры во Всеблагого Творца. Этот аргумент, оправдывающий всякое злое дело и всякую злую черту характера, Рамбам опровергает весьма просто:

«Если бы Бог предопределил человеку быть праведником или злодеем, или если бы с самого рождения человека было что-то, что тянуло бы его к выбору определенного пути, определенного знания, определенного нрава или определенного деяния, как выдумывают глупцы, рассуждающие об астрологии, как мог бы Творец повелеть нам через Своих пророков делать так-то и не делать так-то, направлять стези свои к добру и не следовать за злом, когда с самого рождения уже предопределено человеку или же естество его тянет его к определенному выбору, и нет у него возможности противостоять ему?! Каким образом могла бы вообще существовать Тора. По какому закону и каким судом можно было бы воздать злодею по делам его или дать награду праведному? Судия всего мира не поступит по справедливости?!» (Там, там, 4)

В своей книге «Морэ Нэвухим» Рамбам приводит воззрение некоторых арабских философов, которые считают, что всякое событие, происходящее в реальности, происходит непосредственно по воле Творца. «И у человека в принципе нет никакой возможности сделать что-то или воздержаться от какого-либо действия… И вышло из такого воззрения также, что следование законам религии есть дело абсолютно бесполезное, потому что человек, какую бы религию он не унаследовал, не сможет сделать ничего, ни исполнить то, что ему повелено, ни уклониться от того, что ему запрещено, и сказали представители этой секты, что так возжелал Всевышний» Безусловно, такое воззрение «противоречит как разуму, так и чувственному опыту, и является разрушением стен Торы».

…«Противоречит разуму», потому что даже философы понимают, что человек обладает даром разумной мысли, пониманием, способностью судить и отвечать за свои действия. Все это отличает его от скотины.

…«и чувственному опыту», ведь каждый человек ощущает, что именно он решает и инициирует все свои действия во всех пластах своей жизни. Во всех делах он может проявить усердие и прилежание (хотя и не может ручаться за успех). В каждый момент жизни человек выбирает что и как сделать с полным ощущением, что решает именно он и никто другой.

…«и является разрушением стен Торы», как мы привели выше из слов Рамбама, нет возможности дать человеку заповедь и наказывать его за неисполнение если бы он не обладал свободой выбора.

Перед тем, как мы перейдем к изложению воззрения Торы на этот вопрос, приведем еще один аргумент отрицающих свободу выбора.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?