Из цикла «Знание веры», темы: Испытания, Жертвоприношение Ицхака, Авраам, Рав Эуд Авицедек
Многое сказано и написано по поводу этого испытания, нам нечего добавить к этой теме. Однако, в русле слов Рамбама, которые мы привели, можно обнаружить новый оттенок вкуса.
Мы говорим о величайших людях на земле, и, как объяснил Рамбам, от них требуется не заботиться в принципе о собственной жизни: ни о детях, ни о пропитании, ни о здоровье, ни уж тем более о славе, почете и общественном положении. То, что требуется от них, это единение с Творцом и наслаждение им, абсолютная любовь и трепет, и распространении законов веры в самоотвержении, соразмерно с уровнем своего постижения, стойкость в испытании даже без всякого понимания их смысла, с верой и радостью, чтобы показать свою любовь к Творцу.
Мы уже знали великих людей в этом мире, которые испытывали страдания, подобно Иову, и выстояли в этих испытаниях, и невозможно даже помыслить, чтобы они пришли к вероотступничеству. Их внутренний мир, крепость их веры и их единение с Творцом, их наслаждение этим в любой ситуации, именно они служили им опорой.
Испытание в жертвоприношении Ицхака имело невероятную глубину в том, что оно затрагивало не только жизнь Авраама, от него требовалось заколоть собственными руками своего единственного сына, любимого всей душой, которого он удостоился в конце своих дней и растил, оберегая как зеницу ока, снова стать бездетным стариком, вернуться домой и рассказать своей жене о том, что он заколол собственного ребенка, потерять всех своих учеников и всех близких ему.
Испытание состояло также, как известно, в уничтожении всего духовного мира и дела жизни Авраама: становления веры, создания народа этой веры. Ибо кто согласится принять веру, требующую закалывать детей!? Против такой веры Авраам выступал на протяжении всех своих дней, распространял свои воззрения в мире, а теперь должен потерять сына, на которого возлагал надежду на продолжение дела своей жизни.
И здесь мы подчеркиваем этот аспект: наш праотец Авраам, который строил здание своей веры и понимания всю свою жизнь, делал это, не понимая ничего, даже не спрашивая, каким образом разрешается противоречие этого повеления с его прошлыми пророчествами, в которых получил обетование всего этого грандиозного сооружения. В этом испытании, нашему праотцу Аврааму не было, за что зацепиться, весь его внутренний духовный мир, который он самоотверженно строил всю свою жизнь, должен был быть сокрушен. Он был в одиночестве, без возможности найти опору и помощь в мудрости, познании и постижении, которых он удостоился обрести в результате всей жизни.
Чтобы выделить этот аспект, в полной мере понять всю суть этой ситуации, необходимо вновь рассмотреть то, что мы разъясняли, говоря о единении с Богом. Мы приведем здесь основные идеи вкратце:
«Ведь я уже объяснил тебе, что тот разум, который дал нам Творец, есть то, что склеивает нас с Ним, и тебе дана свобода: если захочешь упрочить эту связь — сделай так, а если захочешь понемногу ослаблять эту связь вплоть до полного уничтожения — тоже можешь так поступить» (Морэ Нэвухим, часть 3, гл. 51).
Рамбам там посвящает целую главу объяснению той идеи, что истинное единение — это единство мысли с Творцом. Он раскрывает великий уровень наших святых праотцев, которые были едины в своих помыслах с Творцом, благословенно Имя Его, даже когда занимались делами материального мира, подобно сказанному: «Я сплю, но сердце мое бодрствует».
Это единение есть качество святости — и в этом цель жизни человека:
«Но святой, всегда находящийся в единении со своим Богом, а душа его обретается в постижениях разума в любви к Богу и страху перед Ним, видят его, будто бы он ходит перед Богом в земле жизни, будучи еще здесь, в этом мире, и оттуда достигает еще более высокого уровня — обретения святого духа, и уже постижение его превознесется над человеческими возможностями» (Месилат Йешарим, глава 26).
Реальность, в которой жили наши святые праотцы, из которой брали свои силы выстаивать все свои испытания, это реальность постоянного единения с Творцом, в котором они пребывали. Испытание в жертвоприношении Ицхака поставило перед Авраамом опасность утраты этого единения. Так как в этом вопросе не было участия разума и мудрости, напротив, как мы говорили, это испытание находилось в противостоянии со всем внутренним миром, который построил наш праотец Авраам в своем единении с Творцом.
Мы выделяем именно этот аспект в испытании нашего праотца Авраама: потрясение утраты духовного жизненного пути, того самого мира, который он выстроил в результате постижения мудрости и воли Всевышнего, а значит, и единения с Творцом. И разумеется, что в такой час, когда все духовные постижения не могут служить опорой, Сатан старается внедрить в его сердце сомнения в вере. Это испытание, для столь великого человека, как Авраам, было труднее [для этого великого человека], чем испытание Иова, которое состояло в потере благ этого мира. Праотец наш Авраам не просил объяснений и смысла, он с радостью и любовью исполнил повеление Творца. И поразмысли об этом хорошенько.
Неужели не было даже маленького сомнения в истинности этого пророчества, в истинности этого желания Творца? Ведь пророк созерцает свое пророчество через призму своего сердца, так, возможно, есть место для сомнения в истинности этого пророчества, в действительности воли Творца в этом жертвоприношении?
Вот что пишет Рамбам относительно второго аспекта испытания в жертвоприношении Ицхака:
«Второй аспект — сообщить нам, как верят пророки в истинность того, что приходит к ним от Бога в пророчестве. Что не думает ни один из них, что из-за того, что пророчество приходит “во сне и в видении” (как мы сказали), посредством мудрости образа, что иногда то, что они услышали или получили в образе, не будет истинным, или примешается к этому какое-то сомнение. И хотел сообщить нам, что все, что видит пророк в “видении пророческом” есть непреложная истина для самого пророка, нет никакого сомнения в этом у него вообще, и реальность этого для него такая же, как реальность всех остальных вещей, которые он постигает органами чувств или разумом. И доказательство тому — согласие Авраама заколоть “сына своего единственного, которого возлюбил он”, как было повелено ему — хотя эта заповедь и была ему дана “во сне” или “в видении”. И если бы пророки сомневались в реальности своих пророческих сновидений или сомневались бы в том, что открылось им в “пророческом видении”, не согласились бы совершить то, что отвергает само естество, и не нашел бы сил в своей душе совершить столь великое деяние, пребывая в сомнении» (Морэ Нэвухим, там).
Только предельная любовь к Богу, полное очищение от собственного «я», без всякого остатка собственных интересов, именно она дает силы превозмочь все эти сомнения, и видеть через призму своего сердца лишь волю Господа, и исполнить ее с радостью и любовью.
«И действительно, было бы правильно, чтобы это дело было совершено Авраамом и через Ицхака — то есть “жертвоприношение”, ибо праотец наш Авраам был тем, кто начал учить о единстве Бога и исполнять пророчество, и оставил это воззрение после себя навсегда и притягивал людей к нему — как сказано: “Ибо Я познал его, ибо он заповедает сыновьям своим и дому своему после себя, и сохранят они путь Господень, и станут совершать праведность и суд”. И так же, как последовали за его истинными воззрениями, приносящими пользу, которым он учил, так должно и следовать за теми воззрениями, которые вытекают из его поступков, тем более из такого действия, в котором он утвердил истинность основу истинности пророчества, сообщив нам в нем предел “своего трепета перед Господом и любви к Нему”, до куда он простирается» (там же).
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.