Из цикла «Знание веры», темы: Испытания, Авраам, Иов, Познание Творца, Рав Эуд Авицедек
Мудрецы сопоставляют образы Авраама и Иова:
«Сказанное об Иове превосходит сказанное об Аврааме, ибо про Авраама сказано: “Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога”, а про Иова сказано: “Человек непорочный и честный, боящийся Бога и сторонящийся зла”» (Бавли, Бава Батра 15б).
«“Завет заключил я с глазами своими, для чего буду всматриваться в девицу” — об этом сказал Рава: прах в уста Иову, ибо он говорил о чужой женщине, а Авраам даже на свою жену не засматривался, как сказано: “Вот, узнал я, что ты женщина красивая видом” — значит, изначально не знал об этом» (там же 16а).
Мудрецы открывают нам, что все испытание Иова было для того, чтобы продемонстрировать, что его уровень далек от уровня нашего праотца Авраама: «Сказал рабби Леви: Сатан и Пнина действовали во имя Небес: Сатан увидел, что Бог склонен благодетельствовать Иову, и сказал: да не будет забыта любовь Авраама» (там же).
И когда Иов пал в своем испытании, сказал о нем Творец: «Кто это говорит во тьме словами неразумными» — «Так сказал Святой, благословен Он: Кто это говорит во тьме, портит словами своими и многими речами то, что Я написал о нем “человек непорочный и праведный” в начале книги, чтобы Имя Мое нарекалось на нем, а он пришел, затемнил и испортил задуманное Мной, своим многословием, а Иов ответил Ему: “Кто скрывает замысел” (Иов гл. 42) — если бы знал я замысел Твой, не стал бы говорить многое. Ответил на это ему Творец: Ведь и Авраам не знал, но выстоял все десять испытаний» (Иов 38:2, см. Раши там).
Это тема требует размышления, как сопоставляются испытание Авраама и испытание Иова.
«Ты же, Израиль, раб Мой Яаков, которого избрал Я, ты потомство Авраама, любящего Меня» (Йешаягу 41:8).
«Однако, то, что он совершил это спустя несколько дней после того, как получил это повеление, было поступком осмысленным, по-настоящему продуманным, исследованным приказом Бога, любви к Нему и трепетом перед Ним. И не следует обращать внимание на иное или удивляться как-то, потому что праотец наш Авраам не торопился закалывать Ицхака из-за страха перед Богом, что Он убьет его или разорит, но лишь для того, чтобы распространить среди людей то, что должно делать ради любви к Богу и страха перед Ним, а не из расчета получить награду или боязни наказания — как объясняли мы во многих местах.
И сказал ему ангел: “Ибо теперь я знаю, что ты боишься Бога” — то есть, что через этот поступок, в котором ты полностью назовешься “боящимся Бога”, будут знать люди, каков предел трепета перед Богом» (Морэ Нэвухим часть 3, гл. 24).
Иов, как объяснил раббан Йоханан бен Закай (Сота 27б), служил только из страха. И как мы привели выше: Иов боялся потерять свою устроенную жизнь.
«И вот это совершенно точно, что любовь эта не должна быть любовью, которая зависит от посторонней вещи. То есть, чтобы он любил Бога за то, что Он благодетельствует ему, дает ему богатство, посылает ему успех. Но это должна быть любовь сына к своему отцу, то есть, любовь естественная абсолютно, когда сама природа сына заставляет его и вынуждает любить отца. Как говорит Писание: “Ведь Он отец твой и создатель твой”, и проверка этой любви совершается в час притеснения и беды, и так сказали мудрецы: “И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей — значит, даже когда отнимает у тебя душу, и всей крепостью твоей — значит, всем имуществом твоим”» (Месилат Йешарим гл. 19).
Но даже по мнению рабби Йеошуа бен Уркинус (там же), что и Иов служил из любви, есть огромная пропасть между ним и Авраамом, и это также следует из слов Рамбама выше. Но приведем сначала слова Рамхаля о служении из страданий:
«Однако, чтобы страдания и притеснения не стали затруднением и преградой для любви, следует человеку дать себе два ответа: один ответ доступен для понимания всем, а второй — лишь мудрецам, имеющим глубокий разум. Один ответ состоит в том, что все, что делается Небесами — делается во благо (Брахот 60), то есть даже те страдания и притеснения, которые видятся ему бедой, на деле является истинным благом, подобно тому как врач, отрезающий испорченную плоть или даже орган, чтобы остальное тело выздоровело и не умерло, и, хотя это действие на первый взгляд похоже на жестокость, на деле оно является милосердием, чтобы сделать человеку добро в результате, и больной не перестанет любить врача из-за этого действия, но напротив увеличит свою любовь к нему. Также и здесь, когда поразмыслит человек над тем, что все, что делает с ним Бог, делает во благо, касается ли это его тела или его имущества, и даже если он не видит и не понимает, каким образом это во благо ему, все же без сомнения это во благо, а потому не ослабнет любовь его ни из-за какого притеснения или горя, но лишь станет мощнее и будет возрастать в нем постоянно» (там же).
Таково было воззрение Иова по поводу страданий. И когда увеличились страдания его, а он не увидел в них никакого смысла, ни ради искупления его грехов, ни для исправления его пути, начал отвергать веру в Творца. Воззрение, согласно которому, нет страданий без греха, и что не следует приписывать Всевышнему беззаконие, будто бы Он может заставлять человека страдать, чтобы дать ему благо в результате, не принималась Иовом, о чем он и говорит на протяжении всей книги.
Иов искал смысл своих страданий, а когда не нашел, пришел к отрицанию веры в индивидуальный надзор.
«Однако те, кто обладает истинным знанием, не нуждаются даже в таком объяснении, ибо им не следует обращать внимание на себя вообще, но вся их молитва лишь о том, чтобы увеличилась слава Господа, и чтобы доставлять удовольствие Ему, и чем сильнее будут преграды, мешающие им, и им понадобится больше сил для устранения их, тем сердце их будет крепче и возрадуются они возможности показать силу своей веры, как военачальник, отмеченный отвагой, который избирает для себя всегда самый сложный бой, чтобы показать свою крепость, одержав в нем победу, и уже известно это о всяком любящем человеке, что он рад, когда выпадает ему возможность показать своему возлюбленному, до куда простирается сила его любви» (Рамхаль, там).
Тот, кто любит Бога, не ищет объяснений своим страданиям, но он видит в них возможность выразить свою любовь к Творцу. Таков был уровень праотца нашего Авраама, выстоявшего во всех десяти испытаниях, «Авраам, который любит Меня».
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.