Темы: Испытание, Тшува, Элуль, Рав Яков Шуб, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВот снова пришел Элуль, для меня это самое грустное время. Вот уже несколько лет я пытаюсь перебороть себя в некоторых вещах, которые мешают мне по жизни. Каждый Элуль перед Рош а-Шана я даю себе слово, что исправлюсь и больше не буду взрываться по каждому поводу и кричать на жену и детей, буду больше времени уделять изучению Торы, на работе буду более приветливым и внимательным к подчиненным и много других подобных вещей. Иногда меня хватает на пару дней, но потом все снова возвращается на свои места, я уже стал отчаиваться, что никогда не смогу измениться… М.
Уважаемый М.,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Для начала следует отметить: то, что Вы решили написать нам, уже говорит, что Вы не отчаиваетесь, а ищите способы выйти из создавшейся ситуации.
Прежде всего, уже мудрейший из людей, царь Шломо, открыл нам секрет, что любой человек на протяжении своей жизни совершает ошибки, как сказано: «Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не согрешил бы» (Коэлет 7:20). Поэтому Вы не один сталкиваетесь с подобными проблемами, с ними сталкивается любой человек, который старается работать над собой.
А вот что касается отчаяния, то это, в принципе, противоречит еврейской природе. Рав Цадок а-Коэн («Диврей Софрим», гл.17) обращается к этой теме и говорит, что сама история рождения еврейского народа учит нас тому, что нельзя отчаиваться. Давайте вспомним хотя бы о рождении Ицхака. Он родился, когда его родители Авраам и Сара были в весьма преклонном возрасте и уже отчаялись, не верили, что у них когда-либо будут дети. И даже после того, как ангелы сообщили, что у них родится сын, это вызвало у них только улыбку. Далее он объясняет: неспроста Всевышний решил, что рождение Ицхака должно прийти после полного отчаяния и через открытое чудо. Это было сделано для того, чтобы научить последующие поколения: нет места отчаянию даже в самых сложных ситуациях, ведь у Всевышнего всегда есть возможность прийти на помощь.
В другом своем труде («При Цадик», на главу Ваелех) рав Цадок а-Коэн объясняет это еще глубже. Он говорит, что сама возможность духовного роста подразумевает возможность падения. Именно этим человек отличается от ангелов. Ангел — это статичное создание, которое постоянно пребывает на том уровне, который определил ему Всевышний. Человеку же дана возможность продвигаться. Об этом сказано у пророка Захарии (3:7): «Так сказал Г-сподь Ц-ваот: если путями Моими ходить будешь и если исполнять будешь службу Мою, а также судить будешь ты дом Мой, а также стеречь дворы Мои, то и Я дам тебе ходить между стоящими этими (ангелами)». Т.е. в духовном плане человек как бы находится на наклонной плоскости, где он либо поднимается вверх, либо скатывается вниз, но ни в коем случае не стоит на месте. И если у человека забрать возможность упасть, он автоматически теряет возможность подниматься. Поэтому получается, что иногда он опускается только для того, чтобы подняться выше, как сказано: «Ибо семь раз упадет праведный, но встанет» (Мишлей 24:16).
А один из раввинов прошлого поколения, рав Ицхак Гутнер, в своих письмах (письмо 128) продолжает рассматривать эту тему и говорит: неверно считать, что этот стих из Мишлей восхваляет человека за то, что тот остался праведником, несмотря на то, что неоднократно падал. Скорее наоборот, то, что он упал семь раз, дало ему силу и возможность подняться духовно и стать праведником. Как говорится, лучше проиграть сражение, но выиграть войну.
Иными словами, чтобы выдержать какое-либо испытание, необходимы духовные силы, но при этом каждое испытание строит человека и делает его сильнее. Конечно же, мы каждое утро просим Всевышнего, чтобы Он не посылал нам испытаний, и самостоятельно не ищем их. Но, если уж Всевышний решил испытать нас, то это только в наших интересах, чтобы дать нам возможность вырасти духовно.
А рав Хаим Шмулевич в своих беседах («Сихот Мусар», гл 37) добавляет, что зачастую Всевышний дает человеку упасть, чтобы помочь ему увидеть свою ситуацию под новым углом, что не всегда возможно в повседневной рутине. Человеку предоставляется возможность содрогнуться, осознав, до какого состояния он дошел, чтобы, в конечном счете, это придало ему силы встрепенуться и расти дальше.
Пусть Всевышний поможет Вам выдержать эти испытания, и помните, что не последнее место в духовном росте занимает искренняя молитва от всего сердца.
Ктива ве-хатима това (да будете Вы записаны на счастливый год в Книге Жизни, и пусть запись эта будет скреплена печатью).
С уважением, Яков Шуб
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Михаэль Солганик
Хана Лернер
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Эстер Оффенгенден,
из цикла «Элуль»
Как войти в Рош аШана, чтобы в Судный день быть подготовленным.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Эстер Оффенгенден,
из цикла «Элуль»
Элуль — совершенно особенный месяц в еврейском году
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его