Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
С человеком, душа которого перевоплотилась, может случиться то, чего он заслужил в предыдущем перевоплощении

Ответ Элиу по мнению Рамбана

Рамбан объясняет, что в ответе Элиу было открыто, что надзор осуществляется в соответствии с единением с Богом, но это не является ответом на претензию Иова, который был совершенен в своем единении с Творцом. Элиу ругает своих друзей, обвиняющих Иова в грехах, ибо Иов никогда не грешил.

Ответ Элиу представляет собой тайну, которую следовало бы скрыть, и о ней знали по преданию от пророков вплоть до Моше Рабейну из уст Всесильного, и называется эта тайна — «сод а-ибур» («тайна инкубации»).

«Но есть в этой теме великая тайна из числа тайн Торы, нельзя постичь ее с помощью размышления, но только может удостоится ее знать тот, кто учится у учителя, вплоть до Моше Рабейну, мир с ним, из уст Всесильного. И она упомянута в словах Элиу. Также в этом псалме (псалом 73, который говорит о праведнике, которому плохо, и злодее, которому хорошо) содержится намек на нее в стихе: “Как сон по пробуждении, в городе, Владыка, сделаешь ты презренным облик их”, т.е. после пробуждения в городе, образ их оказался презренным, вместо того, чтобы быть славным (и им приходится заново воплощаться в мире). А праведник не нуждается в том, чтобы проходить сквозь горнило очищения, но всегда будет един с Богом» (Рамбан, предисловие к Иову).

И так объясняет Рамбан ответ Элиу (Иов 33:29): «Вот такие вещи сделает Бог два или три раза с человеком» — и таким образом он отвечает на вопрос о праведнике, которому плохо, и из него выходит ответ и на вопрос о злодее, которому хорошо… И если захочешь ты понять эту славную тайну, склони сердце свое к словам моим, и внутренние твои напрягутся и станешь скорбеть (титъонэн) о грехе [речь о грехе Онана, упомянутом в этом отрывке, связанном с традицией йибум, в котором содержится тайна перевоплощения (сод а-гильгуль)], и туча покроет лицо твое, узрят глаза твои царя и невесту (это Йеуда и Тамар) и станешь ожидать Избавление (ибо оттуда происхождение души Машиаха), увидишь двух ланей, детей оленя (это Пэрэц и Зэрах).

В глава Вайешев Рамбан также намекает на эту великую тайну. В комментарии Реканти там объясняется, что это тайна перевоплощения «и она лежит в основе книги Иова». И пишет там комментарий Левуш: «До того, как ответил ему Элиу: “Итак, все это сделает Бог два или три раза с человеком”, когда передал ему эту тайну, что праведник, которому плохо — это душа злодея, претерпевающая наказания за прошлые свои грехи, а злодей, которому хорошо — наоборот».

И более того объясняет Рамхаль: «Еще один принцип есть в руководстве делами этого мира, а именно, что высшая мудрость предусмотрела приумножить спасение, как мы сказали, что некая душа приходит в этот мир несколько раз в разных телах, будучи, таким образом, способна исправить в одном воплощении то, что испортила в другом, либо завершить то, что не завершила. Однако, в результате всех воплощений, в том суде, что будет в конце времен, судить будут сообразно со всем тем, что происходило с ней во всех воплощениях, в которых она была, и с теми ситуациями, в которых она была.

И вот, может статься, что с тем человеком, душа которого воплотилась, случится то, что он заслужил в прошлом воплощении, и он окажется в такой ситуации в этом мире, который соответствует этому, и сообразно с этой ситуацией будет возложено на него бремя, как мы говорили выше. И суд Всевышнего справедлив в точности над каждым человеком, каков он во всех своих аспектах, то есть, во всех нюансах его ситуации. Так, что никогда не будет возложена на человека в будущем мире, который есть истинное благо, такая вина, которой у него нет на самом деле, но в этом мире будет у него такое бремя и такое к нему отношение, которое ему определит высшая мудрость, и сообразно с этим будут судить его поступки.

И детали многих аспектов обнаруживаются в этой идее перевоплощения, как именно будут судить человека за его поведение в этом воплощении и за то, каким оно было в предыдущем воплощении, так что все будет сообразно с истинным и справедливым судом, и обо всем этом сказано: Твердыня, дела Которого без изъяна, ибо все пути Его — законный суд. И нет у сотворенных такого знания, которым можно было измерить мысли Всевышнего и глубину Его плана, и только это правило нам известно, как все другие правила, что одним из источников того, что происходит с человеком в этом мире, является перевоплощение, сообразно с теми праведными законами и установлениями, которые были угодны Всевышнему для свершения всего этого процесса» (Дэрэх а-Шем, часть 2, глава 3).

Аризаль открыл предыдущее воплощение Иова: «Однако, известно, что Тэрах, отец Авраама, перевоплотился в Иова, названным боящимся Бога. И через те страдания, что постигли его, совершил он полное покаяние, и намеком на это служит сказанное: ты же вернешься к праотцам своим в мире. И как сказали мудрецы: Тэрах совершил покаяние» (Аризаль, шаар а-псуким, глава Лех-леха).

Слова Творца

Рамбан объясняет суть ответа Бога Иову: «Смысл большей части наставлений Бога Иову в том, чтобы показать высоту Своих чудесных дел и продемонстрировать ущербность знания Иова об основах творений, ибо он не знает тайн земли и неба, зверей и птиц, моря и его обитателей, и вообще дел творения. Желая сказать этим, что тот, кто не знает всех этих вещей, хотя видит в них надзор, совершенный порядок и управление, несмотря на то, что в этом нет аспектов заслуги и вины, не следует ли ему думать о том, что все законы Бога относительно людей сокровенны, а тайны создания души и тела запечатаны и спрятаны, и почему не воздаст справедливость Создателю своему, видя вообще Его милосердие и благой надзор в остальных более низких созданиях, и почему приступает рассуждать о том, что сделал Царь.

И также относится к этому то, что еще сообщено Иову относительно вероотступничества, содержащегося в его словах, а именно, что из-за ущербности человека в глазах его Создателя, Тот не надзирает над ним ни к добру, ни ко злу. И теперь объясняет ему Творец благость Своего надзора над каждым из созданий, от людей до мельчайших творений на земле и в море, Его равного руководства над всеми во благо общего порядка, и в этом смысл ответа Бога, с теми намеками, которые содержатся в словах этого ответа, относительно причины, упомянутой Элиу о вопросах праведника, которому плохо, в тех стихах, которые известны знающим Кабалу» (Шаар а-гмуль).

Рамбан объясняет, что Творец в Своем ответе Иову, показал истинность этой тайны (38:14): «Изменилась как глина под печатью», и пространно объясняет рабейну Бехайе в своей книге «Кад а-кемах»: «Ибо это также добро и милосердие по отношению к творениям, чтобы весь Израиль удостоился вечной жизни, в созерцании высшего света, и не попали бы в отдаление, которое есть Геином».

«И об этом сожалел Иов и принес покаяние своему Творцу, ибо уже знал из слов Элиу, что тот довод, который он сообщил ему, является хорошим и правильным, и он является пределом постижения человека в этом вопросе, после которого нет места для вопроса в сознании человека, и это стало ему совершенно ясно в его пророчестве, когда он услышал слова Бога, что во всех делах Его есть порядок и надзор, и в них есть еще запечатанные и скрытые смыслы, недоступные для человеческой мысли, но они доступны лишь мысли Того, Кто был раньше сотворения мира, благословенно Имя Его и Воля Его, и да будет превознесен Он вечно» (Рамбан, Шаар а-гмуль).

 

Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.