Из цикла «Знание веры», темы: Испытания, Рамбам, Справедливость, Исправление качеств, Познание Творца, Рав Эуд Авицедек
«И не думай, что те великие “тайны” известны полностью и до конца кому-то из нас. Не так, но иногда мы можем вскользь увидеть истину, и тогда покажется нам, что наступил день, полный света, а иногда наша обычная жизнь и наше естество затмит этот свет, и тогда покажется нам, что это ночь тёмная, почти такая же беспросветная, как было изначально, и мы будем подобны тому, кто видит разряды молнии один раз, потом другой, но все это темной ночью» (Морэ Нэвухим, предисловие).
Так описывает Рамбам положение человека в этом мире, в ночи беспросветной, а просветления разума и просветления пророческие суть молнии, которые прорезаются сквозь эту темень и осветляют ее.
«Но вот, есть из нас тот, кто видит эту молнию раз за разом, с небольшой лишь паузой между разрядами, и он будто пребывает в постоянном свете, который не оставляет его, и для него ночь соделалась днем, и таков уровень величайшего из пророков, о котором сказано: “А ты здесь стой со Мной”, и сказано о нем: “Ибо начала кожа лица его излучать свет”. И есть те, кто видит молнии с большим интервалом, таков уровень большинства пророков. И есть такие, которым была дана молния лишь один раз за всю их ночь, и таков уровень тех, о которых сказано: “И пророчествовали они, но не добавили”. И есть те, у которых между молниями есть интервалы большие и маленькие.
Есть и те, кто не достиг уровня, чтобы тьма его осветилась молнией, но он видит маленький свет от различных материалов, как камни и тому подобное, которые могут светить в ночи. Но даже тот маленький свет не светит беспрестанно, но сверкнет и исчезнет, как будто он “вращающееся сверкание меча”. И в этих вопросах разнятся уровни пророчества.
Однако, те, которые не видели свети никогда, даже единожды не побывали в состоянии дня, но они всегда в темноте ходят на ощупь — про них сказано: “не знают они и не понимают, ходят во тьме” — истина полностью сокрыта от них, хотя она очевидна, как сказано про них: “И ныне не видят они свет, ясный он на небесах”, и такова толпа» (там же)
Удивительно размышлять над этими словами Рамбама, просветления и откровения приходят к человеку в процессе индивидуального надзора за ним от Творца. Таковы силы — ангелы, посланники от Вездесущего, иногда для того, чтобы просветить его разум и добавить знание Бога, иногда для того, чтобы пробудить его и напомнить об обязанности приобретать это знание. Все это для того, чтобы вывести его из состояния тьмы — ущербность разумения Творца и единения с Ним, и подумай над этим серьезно. А мы продолжим разбирать нашу тему.
«И вот, открылось мне знание удивительное весьма, которое устраняет сомнения и открывает божественные тайны. И оно состоит в том, что, как мы уже говорили в главах, посвященных теме надзора, что соразмерно разуму каждого разумного существа, бывает и надзор над ним. Человек, совершенный в своем постижении, разум которого не оставляет Бога, надзор над ним столь же постоянный, а человек, совершенный в постижении, мысль которого временами оставляет Бога — надзор будет над ним только тогда, когда будет думать о Боге, а когда будет заниматься своими делами — оставит его надзор, но не в той же степени, как оставляет он того, кто вообще не постигает Бога, но приуменьшится, поскольку у того человека, совершенного в постижении, в момент занятости своими делами действующего божественного разума, но даже тогда он обладает способностью постижения близко к действующему, и он подобен тогда проворному писцу в час, когда он не пишет.
Тот же, кто не постигал Бога вообще, как будто он во тьме и никогда не видел свет — как мы объяснили стих: “И злодеи во тьме молчат”, тот же, кто постиг и мысль его занята этим постижением, подобен тому, у кого яркий солнечный день, а кто постиг, но занимается другими делами — подобен в этот час тому, у кого пасмурный день, в который не светит солнце из-за огромных туч, разделяющих между светилом и человеком» (Морэ Нэвухим часть 3, гл. 51). Обо всем этом мы развернуто говорили выше.
Отсюда переходит Рамбам к удивительному открытию.
«Поэтому представляется мне, что всякий, с кем случается кака-либо беда из тех, что происходят в мире, будь они пророки или совершенные в благочестии, лишь тогда случилась с ним та беда, когда пребывал он в том забвении — и сообразно с продолжительностью того забвения и низостью того занятия, которому он предавался и будет мощь той беды.» (там же)
Ибо зло, как объяснил Рамбам, есть порождение телесности, а тот, кто возносится — в своем единении с познанием Творца — над естественной жизнью, тот стоит выше злых ударов и ран.
«И раз обстоит дело, то уже отступило великое сомнение, заставившее философов отрицать надзор Бога над каждым человеком в отдельности и уравнять их с индивидуумами животных. Ведь аргументом их было то, что даже великих праведников и благочестивых людей настигают великие беды. Но стала явной эта тайна, и даже для их мысли. И будет надзор Бога, благословен Он, постоянным над тем, кто получил этот дар, приготовленный для всякого, кто возжелает достигнуть его, и когда освободится мысль человека и постигнет Бога путями истинными, и возрадуется он тому, что смог постичь — тогда невозможно, чтобы произошла с человеком какая-либо из бед, ибо он с Богом, и Бог с ним» (там же).
Радость, сопряженная с постижением, присуща ситуации совершенства единения, в которую облекаются все силы человеческой души.
Возможность спастись от настигающих бед, связанных с естеством творения, есть разумное единение: «но если отринет мысль человека Бога, и тогда он уже отделен от Бога, а Бог отделен от него, тогда человек приуготовлен ко всякой беде, которая может настичь его, ибо то, что привлекает надзор и помогает спастись из пучины случая, есть тот самый дар разума» (там). И поразмысли над всем этим хорошенько.
После того, как мы предварили эти возвышенные основы, приведем вновь слова Рамбама относительно толкования слов ответа Элиу.
«То же, что добавил Элиу, и не упомянул ни один из них этого — это то, что он назвал ходатайством ангела, сказав, что известно и распространено, что человек в болезни доходит до врат смерти и уже отчаиваются от него, но если есть ангел, который взмолится и станет ходатайствовать за него — любой ангел — его просьба и моление будут услышаны, и человек восстанет от своего падения, и спасется тот больной и вернется к своим добрым дням, но так не будет постоянно, и не будет сопровождать его просьба и молитва ангела вечно, но два или три раза, как сказано: “Если есть ангел, ходатайствующий за него …”. И когда рассказал нам о больном, спасшемся от болезни своей, и о радости его по возвращению к полноте здоровья, сказал: “Ибо все это сотворит Бог два или три раза с человеком”. Эту идею открыл лишь Элиу, добавив то, о чем он сказал до этого, описывая качество пророчества, словами: “Ибо однажды говорит Бог и дважды, а человек не замечает, в видении сна ночного, когда дремота падет на людей”» (Морэ Нэвухим часть 3, глава 23).
Тот человек, который достиг в своих страданиях врат смерти, в результате своего падения в мудрости и далекости от единения с Творцом, тот человек, который не пробудился, чтобы покаяться, и не научился от тех, что были посланы ему — ангелов, пробуждающих и просветляющих, это те самые моменты просветления ума, тогда Бог посылает ему страдания, чтобы пробудить его.
Если же пробудится, покается и постигнет эти просветления мудрости, и возрадуется этому постижению, тогда сможет излечиться от страданий своих. Но не вечно будет с ним ангельское просветление, светит она два или три раза во тьме ночи этого человека, и стоит ему зацепиться за эти просветления и возрадоваться им. Если сможет превознестись над своим уровнем, то сможет даже достичь уровень пророчества, и станет ночь его светлым днем.
Следует вновь поразмыслить над этими удивительными откровениями Рамбама.
Рав Бенцион Зильбер
Об обряде Капарот, который проводят накануне Йом Кипура. Печатается по материалам, изданным институтом «Дегель га-галаха» с разрешения авторов и издателя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Воды Тихона