Из цикла «Знание веры», темы: Испытания, Рамбам, Справедливость, Исправление качеств, Познание Творца, Рав Эуд Авицедек
Следует поразмыслить, как можно понять, что нравственное совершенство не есть то совершенство, которое угодно Богу. Ведь известно, как много наши мудрецы говорят о нравственности, хотя нет каких-то конкретных заповедей, предписаний и запретов, которые были бы напрямую связаны с чертами характера.
Но вот сам Рамбам приводит там тему личных качеств: «Ибо Я Господь творю благо, суд и справедливость на земле». И затем заканчивает словами: «Ибо их возжелал Я, сказал Господь». То есть, Я хочу, говорит Бог, чтобы от вас исходило «Добро, суд и справедливость на земле», как мы пояснили, говоря о тринадцати качествах милосердия Бога. Потому что целью является уподобление в них и следование им. Коли так, то следует понимать этот стих так, что совершенство человека за которое он действительно заслуживает похвалы — это разумение и познание Бога, насколько ему это под силу, знать о его надзоре над созданиями, которым он дает существование и руководит ими, каков этот надзор, и следовать, обладая этим знанием, таким путям, в которых он будет стараться всегда творить добро, суд и справедливость — дабы и в действиях своих быть подобным Богу — как говорили мы неоднократно в этом сочинении» (там же).
Если так, то, без сомнения, совершенствование личных качеств относится к целям человеческой жизни, но при условии, что это происходит в форме следования путям Бога. «Уподобляться через них и следовать им». Если так, то без «разумения и познания Бога» не может быть никакого нравственного совершенствования. «Ибо совершенство человека за которое он поистине достоин восхваления — достичь познания Бога в меру сил, и знать о надзоре Его за созданиями и руководстве ими, каковы они, и следовать за этим знанием такими путями, в которых он будет стараться всегда творить добро, суд и справедливость — дабы и в действиях своих уподобляться Богу».
В этом цель человеческой жизни: «И путями Его ходи».
«Так учили мы толкование этой заповеди: как Он зовется милостивым, так и ты будь милостив, как Он зовется милосердным, так и ты будь милосердным, как Он зовется святым, так и ты будь свят, и таким образом называли пророки Бога всеми этими именами: долготерпеливый и благодатный, праведный и честный, непорочный, мощный и сильный и т.п., для того, чтобы сообщить людям, что это пути благие и честные, и обязан человек вести себя согласно ним и уподобляться Творцу по мере сил своих». (Рамбам, законы о нравах 1:7).
«И самое удивительное в этой истории — что не назвал Иова мудрым и не сказал “человек мудрый” или “разумеющий”, или “понимающий”, но описал его как совершенного в нравах и честности деяний, ибо если бы был он мудрым, не стал бы сомневаться из-за происходящего с ним, как будет разъяснено далее» (Морэ Нэвухим ч. 3, гл. 22). Будь он мудрым, его не привели бы страдания к оставлению веры.
Однако же, нравственные качества Иова также не могли быть совершенными без познания Творца посредством мудрости. Вся цель страданий его была в том, чтобы возвысить его до уровня «разумения и познания Меня».
«Но сказал он все то, что сказал, потому что не было в нем мудрости и знал он Бога лишь по преданию, как знают его многие люди, исповедующие различные религии. Но когда познал он Бога истинным познанием, то признал, что истинное преуспеяние, которая есть знание Бога, готово для всякого, без сомнения, кто знает Его, и ни одна беда из этих бед не внесет сумятицу в его сердце» (там).
Жизнь Иова, как она описана в Писании и у мудрецов, представляла из себя апогей совершенства стремлений человека в земной жизни. Душевный покой должен был переполнять его существо. Но Иов жил в постоянном страхе, вдруг он потеряет что-либо из того, что у него есть в этом мире. Даже жертвы, которые он приносил, если вдруг сыновья его согрешили, проистекали из того же опасения, вдруг они потеряют свое благоденствие в этом мире из-за своего греха. Это свидетельствует, как объясняет Рамбам, что Иов видел истинный успех в исполнении своих стремлений в жизни этого мира. Следует понять, что этот недостаток Иова связан не только с интеллектом, результат его есть невозможность истинного единения с Творцом, ибо, как мы объяснили, говоря про это единение, оно приобретается только в результате служения Всевышнему чисто во имя самого этого служения, без примесей каких-либо иных стремлений и желаний, только ради познания Истины — воли Творца — и исполнения ее.
И в самом деле, если испытание Иова исходит от Сатана, это верный признак того, что был уместен донос Сатана, т.е. в Иове был некий греховный недостаток.
«Однако, Иов, действительно, полагал, что то, что считается успехом — здоровье, богатство, дети, — является конечной целью жизни. Ибо не знал он еще Бога посредством разума, а потому пребывал в этой путанице и говорил эти речи. И в этом смысл сказанного им: “До сих слышал я ухом о Тебе; ныне же око мое увидело Тебя. Поэтому отвратно мне и раскаиваюсь я во прахе и пепле.” — имеется в виду здесь, что стало отвратно ему то, чего раньше он так страстно желал, и сожалеет он, что сидит в прахе и пепле, как о нем сказано: “и он сидит в пепле”. Из-за этих последних слов, указывающих на постижение Истины, сказано о нем в итоге: “ибо не говорили вы верно обо Мне, как раб Мой Иов”» (там же).
Отсюда мы можем перейти к словам Элиу, но до этого следует нам предварить объяснение некоторых деталей в учении Рамбама.
«Ты видишь часто, что мудрецы говорят: “Ангел, который поставлен отвечать за то-то и то-то” — ибо любая сила, которую назначил Бог быть ответственной за какую-либо тему, называется “ангел, поставленный отвечать за эту вещь”. И написано в Мидраш Коэлет: “Когда человек спит, душа его говорит ангелу, а ангел херуву” — вот, здесь объяснено тому, кто понимает и разумеет, что сила воображения также называется “ангел”, а сила разума называется “херув”» (Морэ Нэвухим часть 2, глава 6).
«Изменив слово “хайот” на слово “херувим”, пророк сообщил нам, что “хайот”, о которых говорится здесь сначала, также являются “ангелами” — то есть, “херувимами”. Сказал: “И когда пойдут херувимы, пойдут за ними колёса, и когда поднимут херувимы крылья свои, чтобы вознестись над землей, не отойдут и колёса от них”» (Морэ Нэвухим часть 3, глава 3).
Получается, ангел, отправленный к людям, может быть назначенным отвечать за какую-то тему, а может быть и просветлением разума, которое послано Богом с этой целью, и пойми это как следует.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.