Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Книга Иова написана для того, чтобы изложить различные воззрения на тему надзора, и, разумеется, преподнести нам истинный взгляд на него — взгляд нашей Торы

В этой главе мы приведем коротко и по существу основные толкования, которые донесли до нас Рамбам и Рамбан относительно воззрений, приведенных в этой книге, посвященной теме надзора.

Толкование Рамбама

Как мы уже привели выше, Рамбам поясняет, что книга Иова написана для того, чтобы изложить различные воззрения на тему надзора, и, разумеется, преподнести нам истинный взгляд на него — взгляд нашей Торы. Фоном для изложения этих воззрений служит рассказ об Иове.

«И удивительным в этом рассказе является тот факт, что Иов не охарактеризован как мудрец, и не сказано: “человек мудрый” или “разумеющий”, или “понимающий”, но он описывается нравственным совершенством и праведностью поступков. И это потому, что если бы он был “мудрым”, не стал бы смущаться сомнениями относительно происходящего с ним, как мы разъясним позже» (Морэ Нэвухим ч. 3, гл. 22).

Удивительная вещь, на которую Писание намекает тем, что не назвало Иова мудрым, но лишь совершенным нравственно и в поступках, что если бы он обладал величием в мудрости, то беды, постигшие его, не вызвали бы в нем сомнений в вере (и уж тем более к вероотступничеству), но напротив — эти испытания вознесли бы его к новой вершине и даже к уровню пророчества — которого он достиг после увещевания Элиу. Эта основа важна для понимания поведения Иова и для понимания ответа Элиу, о которых пойдет речь далее.

Страдания Иова

«И еще нужно учесть, что о произошедшем с Иовом говорится сообразно уровням характеров людей. Ибо есть люди, которых не так задевает и не обратится сердце их на потерю имущества, и это будет в его глазах легким событием, но он вострепещет от вести о смерти сыновей и погибнет от волнения. Есть люди, которые в состоянии перенести и весть о смерти детей и не обессилеют от этого, однако ужас боли никто из чувствующих не в состоянии перебороть. И хотя все люди, то есть, толпа, превозносят Бога языком своим, называя Его справедливым и благим в те дни, когда они преуспевают и пребывают в покое, или даже в момент бед, которые они в состоянии пережить, но если настигнут их такие страдания, которые описаны в книге Иова, то некоторые из них отступят и начнут верить в отсутствие порядка во всем мироздании, когда потеряют имущество, а некоторые продолжат верить в справедливость миропорядка, даже испытав материальную потерю, но если коснется его рана смерти детей — не вытерпит. Некоторые же смогут перенести и не смутятся в вере даже из-за гибели детей своих, но когда дело дойдет до физических болей их тела — никто не сможет устоять, но начнет стенать и вопить о несправедливости, в сердце своем или устами» (там же).

Все это вместе соединилось в страдания, которые были в испытании Иова. Это беды «по уровням характеров людей», но для человека, совершенного в своей мудрости и постижении Творца, счастье и жизненный успех состоят только в одном: истинное соединение с Творцом. И будь Иов велик в мудрости и познании Бога, остался бы в своей вере и перенес бы те испытания. К этому уровню Иов пришел только после слов Господа, обращенных к нему.

Донос Сатана

Рамбам, исследуя тонкости формулировок стихов, обращает внимание на разницу между силой (ангельским уровнем) Сатана и другими силами (ангелами — сынами Божьими), которым даны поручения в качестве посланников Бога. Сила Сатана — он же злое начало, и он же ангел смерти — есть сила производная, а не являющаяся целевой сама по себе. Святой, благословен Он, не производит зло, но в силу порождений, свойственных миру материи, воображения и всевозможных страстей, актуальное зло создается в мире. Сатан есть доносчик, обвинитель, и он приносит страдания и смерть. Но ему не подвластна духовная часть — душа человека.

Чем больше человек отстраняется от дел плоти, чем больше прилепляется к мудрости и познает Творца, чем меньше остается возможностей у Сатана властвовать над ним, сокрушать его мир и вводить его в сомнения в вере. И еще есть знание об этой теме, содержащееся в словах Элиу, о которых мы расскажем позднее.

Слова Иова

Страдания привели его к отступничеству от веры в индивидуальный надзор, и он начал приводить аргументы в пользу своего нового воззрения, из того, что в мире видны праведники, претерпевающие схожие с ним страдания, которые постигли его без суда, ведь он совершенно не согрешил, а также из того, что виден покой злодеев.

Причины его падения в испытании в вере Рамбам усматривает в том, что он не был мудрым в своих воззрениях, но верил в силу предания. Поэтому страдания и смогли увести его от Бога. Однако то, что сказал Бог, обращаясь к Элифазу и друзьям его: «Ибо вы не говорили обо Мне столь же верно, как раб Мой Иов» — сказали мудрецы, оправдывая эти слова: «Не цепляются к словам человека, пребывающего в беде» — то есть, слова Иова не считаются грехом, учитывая великую боль, которую он испытывал. И эти слова мудрецов не являются главным оправданием Иова.

Однако же, причина это в том, что я тебе скажу теперь: а именно, что он оставил это свое ложное воззрение, которое есть полное заблуждение, и то, что ему было дано знамение в подтверждении его заблуждения. И действительно, то, что такое воззрение является первым, что приходит человеку в голову, и тем более после того, как настигли его такие удары, а он знает, что не грешил — в этом нет никакого сомнения, и потому Иову приписано такое воззрение. Но только он сказал все, что сказал, в то время, когда не была у него мудрость, и знал он Бога лишь в силу предания, так же, как знают его последователи иных религий. Но когда узнал он Бога истинным знанием, то признал, что настоящий успех, который есть знание Бога, доступен всем, без сомнения, кто знает Его — и не смутит человека ни одна из этих бед.

Однако, Иов полагал, что то, что люди считают успехом, и есть цель — здоровье, богатство и дети, — ибо не знал Бога с помощью разумного исследования, и потому был в том смятении и говорил те речи. И это то, что сказано: «Слышал я о тебе ухом, а сейчас око мое видит тебя, потому презрел и сожалею о прахе и пепле» — смысл этих слов, сообразно с темой — «потому презрел» все, чего страстно желал, и сожалею, что нахожусь внутри праха и пепла — как об этом говорилось ранее: «и он сидит в пепле». И из-за этих последних слов, указывающих на истинное постижение, говорится после них: «ибо не говорили вы обо мне верно, как раб Мой Иов» (там).

Похожим образом комментируют автор книги «Икарим» и Мальбим, говоря, что Иов служил Богу из страха, и чтобы не потерять свою хорошую жизнь, и испытание его было в том, станет ли он служить Богу из любви в момент страданий.

Воззрения на тему надзора

Рамбам приводит пять воззрений на вопрос надзора и относит их к тем идеям, которые высказали Иов и его друзья.

Первое мнение принадлежит Аристотелю, состоит оно в том, что надзор касается только вечных сфер и планет, а также родов существ в подлунном мире, но не каждого в отдельности, даже среди людей, и такого мнения стал придерживаться Иов после того, как его настигли эти страдания.

Второе мнение принадлежит мутазилитам, говорящим, что индивидуальное наблюдение касается всех существ, включая животных, и их тоже ожидает награда в будущем мире. Беды, что настигают праведника, имеют целью приумножить его благовоздаяние в будущем. Это воззрение было озвучено через Бильдада а-Шухи.

Третье мнение соответствует мировоззрению секте «ашарайа», которые утверждают, что все происходящее в мире соответствует воле Творца, у человека вообще нет никакой свободы выбора, и в исполнении заповедей или в уклонении от исполнения нет никакого влияния на судьбу человека. Все происходит только по абсолютному установлению Бога в Его непостижимой мудрости, невозможно исследовать цель происходящего, так что вполне возможно, что праведник будет мучиться как и злодей, и нет у человека никакого знания о воле Творца. Это представление было показано словами Цофара а-Наамати.

Четвертое мнение есть воззрение нашей Торы, что человек обладает свободной волей и является единственным, по отношению к кому существует индивидуальный надзор, в остальных же творениях надзор осуществляется только по отношению к роду. Все, что происходит с человеком, происходит в результате справедливого суда, сообразно с его делами, но только мы не знаем всей глубины суда и праведность путей Господа, благословен Он. Но это есть наша вера, что Он есть Бог верный и нет в Нем никакой неправды. Это воззрение выразил Элифаз а-Теймани.

Новизна, которую сообщена в словах Элиу, определяет Рамбам как великую загадку, сокрытую и потаенную в его словах, которые при первом рассмотрении видятся как не содержащие ничего нового. Поговорим об этом в следующей главе.

Толкование Рамбана

Иов служил Богу из любви, но донос Сатана был в том, что все это имело силу только пока он был полностью в достатке и покое во всех своих делах, и следует испытать его страданиями, будет ли он и тогда пребывать в своей непорочности.

И когда настигли его те страдания, то он, зная, что он совершенный праведник, отверг веру в индивидуальный надзор над человеком, ибо не следует относить к Богу неправду. Стал утверждать, что надзор (как и над прочими животными) касается только сохранения вида, а все происходящее в человеческой жизни определяются для него сочетаниями звезд и планет, это им принадлежит надзор. Иов знал имена Бога «Элоим» (Всесильный) и «Аднут» (Господин), но Четырехбуквенного Имени (Источник всякого бытия) он не знал, оно не было открыто ему, не было передано ему отцами его, ибо оно открылось только через Моше Рабейну, и лишь после своего покаяния Иов удостоился Откровения Бога этим именем.

Ответ Элифаза: надзор принадлежит одному Богу, благоденствие злодеев временно, в миг они погибнут, а страдания праведника следствие праведного суда, истязать его во благо его, дать ему доброе воздаяние в результате.

Ответ Иова: он согласился, что все от Творца, и оправдался тем, что он также верил так до того, как его настигли страдания, но не в силах его ждать, пока оставят его эти страдания и удостоится он блага, и предпочел бы, что Бог лишил его жизни. Что есть человек и грехи его, что Всевышний наказывает его за них, достаточно было бы и страдания смертного.

Ответ Бильдада: стал обвинять Иова в том, что за грех его и за грехи сыновей его постигли их эти беды, ибо лишь по справедливому суду дает Бог наказание.

Ответ Иова: Укрепился в своем аргументе, что никогда не согрешал, а значит совершенно определенно страдания его не исходят от Творца, ибо Он не надзирает за каждым в отдельности, но только над видом. А если эти страдания связаны с испытанием, зачем Всеведущему Богу нужно испытывать кого-либо вообще.

Ответ Цофара: Покой злодеев не ставит трудных проблем, ибо это связано с благостью Творца, который долготерпит им. Что же касается страданий праведников, то он поддержал мнение своих друзей, что они за грехи его и по справедливому суду.

В остальных повторениях их ответов, говорит Рамбан, не содержится никакой новизны.

Пока не появился Элиу, обладающий пророческой мудростью, и ответил на центральный вопрос этой книги, его мы изъясним в следующей главе.

Мальбим в своем комментарии на книгу Иов пространно объясняет каждый ответ, поясняя вероучительные позиции, озвученные друзьями Иова, что не следует приписывать Богу столь великой неправды, как передача управления миром в руки планет и созвездий. Также он раскрывает там тему знания Бога об индивидуумах, и то, каким образом это знание не производит в Нем изменения, тему всеведения и свободы выбора. Желающий расширить свои знания пусть посмотрит там. Основные воззрения мы привели здесь.

 

Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше