Из цикла «Врата воздаяния», темы: Страдания, Рамбан, Справедливость, Искупление грехов, Праведник, Небесный суд
14) И еще находим, что сказали наши мудрецы (Брахот 5а): Если видит человек, что на него обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки, как сказано: «Проверим и исследуем наши пути» (Эйха 3:40). Проверил и не нашел за собой греха — значит страдания вызваны тем, что он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, — пусть знает, что это страдания, вызванные любовью (к нему Творца), как сказано: «Ибо кого Ашем любит, того наставляет» (Мишлей 3:12). И сказал Раба со слов рава Схоры от имени рава Уны: «Каждого, кто желанен Святому, благословен Он, Он сокрушает страданиями, как сказано: “И кого Ашем любит, того сокрушает недугами” (Йешая 53:10)».
От наших мудрецов мы учили, что страдания приходят в первую очередь за дурные поступки человека, когда он преступает запрещающие заповеди, за нарушение которых по закону Торы полагается наказание. Поэтому тот, на кого обрушиваются страдания, должен проверить свои поступки и раскаяться в прегрешениях, как сказано: «Проверим и исследуем наши пути, и вернемся к Ашему» (Эйха 3:40).
И порой страдания приходят за пренебрежительное отношение к изучению Торы, а также за невыполнение предписывающих заповедей (например, заповеди цицит), как мы видим из разговора рава Кетины с явившемся ему ангелом (Менахот 41а): Разве наказывают за невыполнение предписывающей заповеди? И сказал ему (ангел): «В час гнева — наказывают!» (т.е., хотя закон Торы и не требует от человека специально носить четырехугольную одежду только для того, чтобы выполнить заповедь цицит, тем не менее праведные люди, подобные раву Кетине, должны поступать так, чтобы выполнением как можно большего числа заповедей увеличить заслуги своего поколения и защитить его «в час гнева». И если они так не делают, то достойны наказания. Маарша). Поэтому, если тот, на кого обрушились беды, проверил свои поступки и не обнаружил за собой преступлений и намеренных прегрешений, пусть объяснит эти несчастья неисполнением предписывающих заповедей: он совершал положенные действия с прохладцей, без надлежащего рвения.
15) Но у совершенного праведника, за которым нет ни прегрешений, ни пренебрежения заповедями, не бывает других страданий, кроме «страданий, вызванных любовью», и эти страдания приходят к нему, чтобы даровать ему полную награду в будущем мире, как мы объяснили выше (в п.8).
Но почему они названы «страданиями, вызванными любовью» — ведь страдания, о которых мы ведем речь, приходят в качестве наказания за немногие грехи, совершенные праведником нечаянно или по забывчивости? Например, тот, кто по ошибке съел хелев (нутряной жир), называется грешником, и так повсеместно зовет его Тора. Но в чем его грех? В том, что он не проявил осторожности, и не было в нем трепета и страха перед словами Вездесущего, благословен Он. Поэтому он ел или совершал какое-либо действие, не проверив досконально, разрешено ли ему так поступать в соответствии с указами Святого, благословен Он. И подобным образом объясняется греховность нечаянных проступков во всей Торе. И еще: все запретное загрязняет душу и оскверняет ее, как написано: «И осквернитесь ими» (Ваикра 11:43), и также поэтому согрешивший нечаянно называется грешником.
И хотя согрешивший по ошибке не заслуживает наказания Геиномом и истребляющей бездной за свой недосмотр, тем не менее ему необходимо смыть этот грех, освятив себя, и, очистившись от него, удостоиться удела в будущем мире, соответствующего его добрым делам. Поэтому сжалился Святой, благословен Он, над Своим народом и над Своими праведниками, и предоставил им возможность искупать жертвоприношениями невольные прегрешения. А в отсутствие Храма Он посылает страдания, чтобы ими смыть невольные прегрешения и, искупив себя страданиями, обрести чистоту для будущего мира.
И как заповеди об искупительных жертвоприношениях выражают Его любовь и сострадание к сынам Израиля, приводя их под крылья Шехины, как сказано: «Постоянное всесожжение для вас из рода в род, у входа в Шатер Собраний — перед Ашемом, где Я буду являться вам… И Я буду открываться сынам Израиля на том месте, и оно освятится Моей славой… И Я буду пребывать среди сынов Израиля, и буду им Б-гом. И они познают, что Я Ашем, их Б-г, который вывел их из земли Египта, чтобы пребывать среди них» (Шмот 29:42—43, 45—46), так и эти страдания — проявление Его любви и сострадания к человеку. Но, тем не менее, даже эти страдания приходят, чтобы искупить и очистить от греха.
16) И так сказано там (Брахот 5б): «Сказал раби Йоханан: “Язвы проказы и смерть детей не являются страданиями, вызванными любовью”. Спрашивают на это: “Язвы проказы?!” Но ведь сказал Раби (Йеуда Анаси): “Каждый, пораженный одним из четырех видов проказы, — есть жертвенник, искупающий народ Израиля”». Т.е. страдания, вызванные любовью, уподобляются здесь искупающему жертвеннику. И несмотря на то, что это возражение парируют: «Подобны искупающему жертвеннику, но не страданиям, вызванным любовью», — имеется в виду только, что искупительное действие язв проказы не во всем подобно действию жертвенника, так как жертвенник, подобно страданиям, вызванным любовью, искупает невольные прегрешения, а язвы проказы искупают намеренные грехи. И еще объяснили в Гемаре по-другому, сказав: «Это для нас, а то для них». Т.е., на Земле Израиля, поскольку она чиста и ее жители следят за своей ритуальной чистотой, язвы отделяют прокаженного от всех людей и лишают его возможности даже прикасаться к другим, и поэтому они не могут быть «страданиями, вызванными любовью», — ведь такая серьезная кара соответствует только намеренным грехам и серьезным преступлениям. Но «для них» — в Вавилоне, где не остерегаются ритуальной нечистоты, — это страдание, вызванное любовью, и «искупительная жертва». Отсюда видим, что страдания, вызванные любовью, приходят именно во искупление греха.
И также сказали там (Брахот 5а) о страданиях, вызванных любовью, «что они очищают все тело человека», и ясно, что имеют в виду очищение от грехов и невольных проступков. И еще сказано там (5б) по поводу случившегося с равом Уной, у которого скисло четыреста бочек вина: «И кто подозревает, что Святой, благословен Он, поступает не по закону?!» Т.е., беда — касается ли она его самого или его имущества — приходит к человеку исключительно по приговору (Небесного) Суда.
17) И еще в связи с этим сказано там (Брахот 5а): «Все страдания, которые заставляют пренебречь изучением Торы и молитвой, не являются “страданиями, вызванными любовью”». И если человек принял такие страдания с любовью, какова награда ему? «Он увидит потомство, продлит свои дни» (Йешая 53:10). И более того — выученное упрочится в нем, как сказано (там же): «И желанное Ашемом преуспеет в его руке». Т.е., страдание, вызванное любовью, не причиняет человеку тяжких мучений, уводящих его от служения Святому, благословен Он, — от молитвы и Торы. Все страдания, которые не губят человека или не приводят к отсечению его души и забвению его имени, завершаются покоем; приносимое ими зло ограниченно по времени. И о таких страданиях сказали мудрецы (Берешит раба 66:4): «У праведников — начинается со страданий, а заканчивается покоем».
18) И в главе Хелек (Санхедрин 101а) сказано: «Когда заболел раби Элиэзер и ученики пришли утешить его, он сказал им: “Страшный гнев пришел на мир!” (имея в виду, что Ашем разгневался на него и усилил его недуг — Раши). Все заплакали, а раби Акива рассмеялся. Сказали ему: “Акива, почему ты смеешься?” Сказал им: “А вы почему плачете?” Сказали ему: “Можно ли не плакать, если свиток Торы в беде?!” Сказал им: “Поэтому-то я и радуюсь! Ведь все время, пока я видел, что у нашего раби вино не скисает, лен не гниет, масло не портится и мед не засахаривается, я думал, что раби, не дай Б-г, уже получил всю свою награду. Но теперь, когда я увидел, что раби в беде, я обрадовался” . Сказал ему (раби Элиэзер): “Акива, разве упустил я что-нибудь из всей Торы?!” (т.е. нет за мной грехов, чтобы, по твоим словам, искупить их страданиями — Раши). Сказал ему: “Ты нас учил, раби: Ведь нет такого праведника на земле, который бы делал добро и не согрешил” (Коэлет 7:20). И еще сказал ему в другой раз (там же): “Любезны страдания!”. И привел ему в доказательство судьбу Менаше, царя Иудеи: сколько усилий ни прикладывал его отец, царь Хизкия, чтобы направить его к добру, ничего не помогло, кроме страданий (II Диврей аямим 33:10-13).
Ведь раби Акива утешал раби Элиэзера тем, что страдания смывают грехи. И если есть такие страдания, которые Святой, благословен Он, посылает вообще не за грехи, почему же он не утешал его этим? Ведь кому, как ни раби Элиэзеру, соответствовали бы страдания, посылаемые не за грехи, но только из любви! И еще: раби Акива — его ученик. Он пришел исключительно, чтобы почтить его от всей души; понятно, что он объяснил его страдания самым уважительным образом! Отсюда учим, что нет других страданий, кроме искупающих грех.
19) Но мудрецы упоминают еще один вид страданий. Сказано (Арахин 16б): “В доме учения раби Ишмаэля говорили: “Тот, кто прожил сорок дней без страданий, получил (в этом мире) всю свою награду””. И тут имеются в виду обычные неприятности, которые случаются с каждым человеком, как-то: трудности в делах или недомогание от пищи, не подходящей для организма, или головная боль от долгого пребывания на солнцепеке, или утомление, которое испытывают даже цари. Никто не избавлен от подобных вещей, кроме законченных грешников, обреченных на Геином, которые получают всю награду здесь: их берегут с Небес и выполняют все их желания в этом мире, как сказано: “Преуспевает он на своих путях во всякое время” (Теилим 10:5). Но все остальные люди — и праведники, и грешники — подчинены обычному течению жизни. И так толкуют в Гемаре, в трактате Арахин (там же): Какие самые мелкие неприятности все еще называются “страданиями”? Если сшили одежду, а она не подходит». И возражают на это: «Даже если он надел платье задом наперед. И даже если сунул руку в карман, чтобы достать три монетки, а сумел ухватить только две. А зачем нужно знать, что и это называется “страданиями”? Ибо в доме учения раби Ишмаэля говорили: “Тот, кто прожил сорок дней без страданий и т.д.”» Однако это другая категория. Такие повседневные «страдания» равномерно распределены между людьми. Но относительно подлинных страданий мы учили, что они приходят только для искупления его грехов.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Ицхак Зильбер
Рав Йосеф Б. Соловейчик
из книги "О раскаянии". Два аспекта тшувы.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Переводчик Виктория Ходосевич
Можно ли прощать террористов? К годовщине теракта 11 сентября 2001 года
Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»
Тора запрещает мстить, потому что месть ошибочно воспринимается жертвой как компенсация за перенесенные страдания. На самом деле, всё в этом мире предусмотрено Творцом.
Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»
О том, что смирение в сердце — это нижнее покаяние, как было сказано выше, а также и радость во Всевышнем, и то и другое вместе, уже говорилось в первой части книги «Тания», в конце главы 34. И написано в священной книге «Зогар»: «Радость в сердце, с одной стороны, и т. д».
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Приводится совет от имени рава Ицхака из Акко: во время беседы обращать внимание только на главное, основное в обсуждаемом вопросе, и пропускать мимо ушей употребляемые в ваш адрес различные эпитеты.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия