Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Сказано в Эвель рабати (Смахот 8): Когда схватили рабана Шимона бен Гамлиэля и раби Ишмаэля бен Элишу и приговорили их к смертной казни, заплакал раби Ишмаэль. Сказал ему рабан Шимон бен Гамлиэль: «Раби, почему ты плачешь? Ведь ты в двух шагах от надела праведников — и плачешь?» Сказал ему: «Я плачу, потому что нас казнят, как и тех, кто служил идолам, развратничал, проливал кровь и осквернял Шабат». Сказал ему: «Раби, возможно ты сидел за трапезой или спал и пришла к тебе женщина, чтобы спросить о своем статусе: чиста она или нечиста. А ты сказал ей: “Подожди, пока я высплюсь”. А ведь Тора сказала: “Никакой вдовы, ни сироты не притесняйте. Если кого-либо из них притеснишь…”, и сразу вслед за этим написано: “И возгорится Мой гнев и убью вас мечом” (Шмот 22:21—23)». «Моим мечом» не сказано, но просто «мечом» (т.е. с праведника за его немногие грехи взыскивают при жизни «мечом» злодеев, исполняющих волю Б-га).

10) Именно поэтому народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы. Каким образом? Невозможно, чтобы среди народов мира не было праведности и добрых дел, да и народ Израиля небезгрешен. Но народы мира караются за свое идолослужение Геиномом и истреблением, а Израиль — «их удел жизнь» (Теилим 17:14), ибо они прилепились к Создателю Вселенной, да будет Он благословен. Поэтому-то Суд так строг ко всему народу Израиля, чтобы взыскать с него в этом мире за нечистоту грехов, а различные блага изливаются на народы, чтобы в этом мире даровать им награду за добрые и праведные дела, которые они совершили. Об этом сказано: «Только вас Я признал из всех земных племен, поэтому взыщу Я с вас за все ваши грехи» (Амос 3:2).

11) И так толкуют в Гемаре, в трактате Таанит (11а) стих Пятикнижия (Дварим 32:4): «Б-г верен» — как взыскивают с нечестивцев в будущем мире даже за мельчайшие грехи, совершенные ими, так взыскивают с праведников в этом мире даже за мельчайшие грехи, совершенные ими. «…и нет кривды — как в будущем мире праведникам выплачивается полная награда даже за самую легкую заповедь, которую они соблюдали, так в этом мире выплачивается награда нечестивцам даже за самую легкую заповедь, которую они соблюдали». Об этом же сказано: «Мир сотворен либо для совершенных праведников, либо для законченных грешников» (Брахот 61б). То есть, совершенные праведники вкушают этот мир и наследуют мир будущий, как сказано: «Есть, что дать в наследство любящим Меня, и их сокровищницы Я наполню» (Мишлей 8:21). А законченные грешники, хоть и падут в истребляющую бездну, вкушают этот мир в награду за немногие совершенные ими добрые дела.

И об этом сказано: «И праведнику на земле воздается, тем более нечестивцу и грешнику» (Мишлей 11:31). Т.е., и праведнику воздается в этом мире за грехи, которые он совершил, — тем более воздастся нечестивцу и грешнику. Имеется в виду, что по воздаянию за грехи праведникам в этом мире, можно представить воздаяние нечестивцам в мире будущем, во много раз превосходящее то, что мы видим здесь, на земле.

12) Несмотря на то, что в целом происходит так, как описали наши мудрецы, возможно, что, если человек согрешит перед самой смертью и чаша его грехов перевесит, тогда заслуги. которые у него были, облегчают для него кары Геинома. И так же, если тот, у кого было больше грехов, перед самой смертью уравновесил грехи заслугами, тогда «Великий в благоволении» склоняет для него (суд) в сторону добра, и он удостаивается Мира Душ. Но его грехи, равные его заслугам, ухудшают его долю, ибо каждый удостаивается будущего мира по своим делам. Так сказали мудрецы о будущем мире (Бава батра 75а): «Святой, благословен Он, сделает каждому шатер, соответствующий его достоинству… » (Раши поясняет, что «Шатры будут различаться в зависимости от уровня праведности».).

И, возможно, что такой же закон действует по отношению к тому, кто в Рош ашана находился в одной из групп и получил свой приговор, но затем изменил свое поведение, так что стал соответствовать другой группе: его приговор остается в силе, но в Мире Душ его будут судить в соответствии с этими тремя группами по простому значению берайты.

13) После того как в этом мире взыскивается с того, у кого заслуг больше, чем грехов, он теперь как будто бы и не совершал их, и ему даруется доля в будущем мире в соответствии с заслугами. Но тем не менее доля того, за кем числятся сто заповедей и были грехи, за которые с него уже взыскали в этом мире, не равна доле того, за кем числятся сто заповедей и нет греха. Ведь второй — совершенный праведник, а первый — праведник, не достигший совершенства, поэтому и взыскали с него в этом мире, чтобы удостоить будущего мира. Тем не менее, он не достиг уровня праведников, которые не грешили. Но чем чище и богаче заслугами человек, тем обширнее его благой удел, — по его вере и по его поступкам, «ибо Б-г правосудия Ашем, счастливы все полагающиеся на Него» (Йешая 30:18).


Способность с легкостью прощать свидетельствует о скромности человека, а строгость и злопамятство — о неконструктивной гордости и высокомерии Читать дальше

15 Ава — праздник любви?

Рав Исроэль-Меир Лау

«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»

Простить и забыть?

Переводчик Виктория Ходосевич

Можно ли прощать террористов? К годовщине теракта 11 сентября 2001 года

Пути мира и добра 4. Запрет мстить и хранить злобу

Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»

Тора запрещает мстить, потому что месть ошибочно воспринимается жертвой как компенсация за перенесенные страдания. На самом деле, всё в этом мире предусмотрено Творцом.

Ликутей Амарим — Тания, часть III. Глава 11

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

О том, что смирение в сердце — это нижнее покаяние, как было сказано выше, а также и радость во Всевышнем, и то и другое вместе, уже говорилось в первой части книги «Тания», в конце главы 34. И написано в священной книге «Зогар»: «Радость в сердце, с одной стороны, и т. д».